ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

28.04.2021

Из истории праздника Пасха

АВИМ_ОФ_1714(2).JPGСкоро у православных христиан наступит главный светлый праздник Пасха. В этом празднике – торжество жизни над смертью, свет великого спасения людей. В этот весенний день глаза встречных полны особой теплоты – пришло светлое Воскресение!АВИМ_ОФ_1714.JPG
История праздника уходит корнями в глубокую старину. Слово Пасха происходит от древнееврейского «песах» (прохождение). Еще несколько тысяч лет назад иудейские племена отмечали песах, отмечавший начало жатвы. Позже его начали связывать с избавлением евреев от египетского рабства. В 325 году Вселенский церковный собор постановил отмечать его в воскресение после дня весеннего равноденствия и первого полнолуния. Поэтому праздник начал «кочевать» в пасхальных в пасхальных пределах протяженностью 35 дней – пасху отмечают не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая по новому стилю. Причем дату православной Пасхи рассчитывают по юлианскому календарю, а католической – по григорианскому, отсюда и разница в датах праздника.
Одним из символов и частью пасхальной трапезы является крашенное яйцо. Саму традицию такого пасхального символа предание связывает с именем святой равноапостольной Марии Магдалины. Это ей по Воскресению явился Христос. После Вознесения на Небо Спасителя святая отправилась проповедовать увиденное. В Риме она приветствовала императора Тиберия красным яйцом со словами: «Христос воскресе». Придав смысл: Христос, приняв за людей смерть, восстает из гроба, он появляется как жизнь из мертвой скорлупы.
Другое предание свидетельствует о том, что в ответ на проповедь апостола иудей воскликнул: «Скорей это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что распятый воскрес». Яйцо в тот же миг покраснело.
Яйца в пасхальной символике принято украшать. Роспись включает круг (символ солнца), звезды с кратным числом лучей, растительный орнамент, буквы ХВ. Применялись различные техники росписи: крашенки (окрашенные в один тон), крапанки (исполненные в крапинку), писанки (расписанные узорами). Яйца же, изготовленные из дерева, глины, мрамора и других материалов, повсюду называли «яйчатами». Было принято раздаривать яйца не только куриные, но и гусиные, утиные, деревянные и из других материалов. Их приготовлением занимались пекари, иконописцы, монахи.
АВИМ_ОФ_1712.JPGАВИМ_ОФ_1712(2).JPGПасхальные яйца в последние десятилетия, а может сотни лет нашли еще одно применение. Они стали предметом собирательства. Ну и как следствие – попали в сферу интересов художников, ювелиров и коммерсантов. Яйца принялись изготавливать фирмы Фаберже, Овчинникова, Кузнецова и др.
Сейчас эти произведения хранятся и экспонируются в Оружейной палате, Эрмитаже и других музеях, и частных коллекциях. В Аксайском военно-историческом музее экспонируются два керамических пасхальных яйца. Одно фарфоровое с деколью а второе майоликовое с подглазурным орнаментом.
Фарфоровое пасхальное яйцо было передано в музей жителями города в 80-е годы прошлого века (АВИМ КП-5660 КС789). Оно было изготовлено на одном из крупных заводов России. Оно полое внутри и имеет два отверстия для веревочки. На поверхности изображено вознесение Христа над гробом. Изображение полихромное, с преобладанием серого. Такие пасхальные яйца с различными рисунками в конце XIX – начале ХХ выпускали в больших количествах фарфоровые заводы России. Рис-1,2
Рисунок 1 - яйцо 1Рис 2 яйцо 2Яйцо 1 вид внизуВторое пасхальное яйцо более интересное поскольку мне в доступной литературе и на сайтах Интернета пока ничего похожего не встречалось (АВИМ КП-14910). Оно было найдено в разбитом виде на усадьбе Луковкина под Аксайскими горами. Была проведена первичная реставрация. Яйцо было изготовлено из беложгущихся глин в технике отжимки в форме. Яйцо внутри полое. На поверхность яйца нанесен орнамент из вертикальных оттисков зубчатого штампа-колеса. Сверху поверхность покрыта прозрачной поливой светло-коричневого цвета. Оно было произведено в частной гончарной мастерской. Оно датируется, судя по сопровождавшей керамике XIX веком. Сейчас ведется работа по поиску аналогов в области и других регионах с целью определить масштаб их производства и локализации мест производства. Рис-3
Мы видим, что к великому празднику Пасхи готовились не только дома, но и на крупных заводах и маленьких гончарных мастерских. Что бы глаза и душа в этот день были наполнены радостью от свершившегося чуда.
Научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Соломаха И.В.
АВИМ_ОФ_1713.JPG


Возврат к списку