ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

01.11.2021

В ЭТОТ ДЕНЬ 122 ГОДА НАЗАД ПОСТРОЕН КРЕЙСЕР "ВАРЯГ"

FgbE8pgQDzc.jpg
«Варяг» - российский бронепалубный крейсер I-го ранга, построенный в США по индивидуальному проекту и входивший в состав Российского Императорского флота. Прославился на весь мир решением в ответ на предложение о сдаче в плен, принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии. В связи с революционными событиями в России в октябре 1917 г., «Варяг» был захвачен англичанами и продан на слом в 1920 г.

«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре.

В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался.

Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!».

В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов.
Автор: Махно Н.Ю.
SaOtR1im3wg.jpg
#Варяг #военныйфлот #военнаяистория #Аксайскиймузей

Возврат к списку