ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

26.12.2022

ОТ СТАНИЦЫ ДО ГОРОДА, 65 ЛЕТ

F6gShuzKtc4.jpg
Сразу после окончания боев на улицах станицы Аксай подсчитывал убытки. Самая дорогая утрата – это человеческие жизни, ведь около четырех тысяч солдат, призванных аксайским райвоенкоматом, остались лежать на полях сражений. А сколько мирных жителей замучено, угнано и расстреляно, сколько умерли от голода и ранений! Оставшимся в живых аксайцам достались разрушенные цеха заводов, разоренные колхозы, разбитые дома, исковерканные взрывами улицы и поля.
38-Yx2hyQXM.jpg
Две школы города в 1943 году смогли набрать только 20 классов из 34, как в 1940 году, обучались всего 319 разновозрастных детей, по сравнению с 640 с довоенным временем. О подвигах и трудовых свершениях трубила газета «Сталинский путь». К 1947 году район рапортовал: сельское хозяйство и промышленность полностью восстановлены. В 1944 году в первый класс набрали 206 детей, а в 1945 в районном центре в двух школах обучались 1000 человек при плане 800! Рапортовали МТС, Консервный и Стекольный заводы, Кирпичный и Судоремонтные мастерские о том, что цеха восстановлены и работают. К 1950 году в Аксае успешно работали 65 предприятий и учреждений на территории города. В конце 1944 года восстановлен районный радиоузел, был открыт городской кинотеатр «Родина».
9uDpfaCe9Kc.jpg
После восстановления цехов старых заводов руководители района и города начали форсировать темпы промышленного строительства. Так автомобильные слесарные мастерские, стоявшие на окраине станицы, преобразованы в 1955 году в завод по изготовлению карданных передач, который так и стал называться «Аксайкардандеталь». И в первые же годы своей работы стал строить дома своих для рабочих, построив микрорайон. 1955-57 год стали годами подъема жилищного и промышленного и социально значимого строительства. Строительное управление № 5 в станице было главным в строительстве жилых домов и объектов «соцкультбыта». Одним из первых был сооружен участок радиорелейной связи на линии Москва-Ростов-на-Дону в Аксае.
EGxGMNlTE-o.jpg
Аксайский судоремонтный завод построил свой микрорайон, который и закрепил название «Водники». Но новый этап в жизни станицы Аксайской начался именно тогда, когда на Аксайскую землю пришел природный газ. Линейное управление магистральных газопроводов стало еще одним градообразующим предприятием, а газопроводы улица за улицей завоевывали станицу. Рядом с микрорайоном «Кардан» растет новый квартал пятиэтажек, построенных CУ-5.
LxLRANIChDY.jpg
Аксайская станица растет не только территориально: строятся дома уже за старой чертой ее – за станичным погостом, растет и численность населения. Председатель станичного совета народных депутатов Буханов Владимир Михайлович поднимает вопрос о переименовании станицы в город и перед самым Новым 1958 годом, 23 декабря 1957 выходит УКАЗ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании станицы Аксайской в город Аксай. Первым председателем горисполкома стал Ковалев Николай Яковлевич.
Широкие ровные улицы, правильные кварталы, многоэтажные дома, парки и скверы – город растет и становится краше год от года. Административный центр теперь рядом с новыми многоэтажными домами, а старые улицы и сейчас могут рассказать о былом величии станицы Аксайской, ее истории и выдающихся людях.
S5GR96iVr2g.jpg
Уже привыкли мы к обращению «аксайчане» или «горожане», асфальтированными улицам с тротуарами, бульвару с фонтаном и игровыми площадками, нам служат библиотеки и музеи, почта и банки, ценим зелень и обилие цветов на больших и малых улицах Аксая. Сегодня Аксай – промышленный город, центр своего района, спутник соседа-миллионника Ростова-на-Дону. И только старожилы, напоминая о традициях старой казачьей станицы Аксайской, иногда называют земляков по-старинному: «аксайцы», с особой любовью.

#Аксай #историяАксая

I6rJZTVFMFE.jpg
-pvGOnzbdac.jpg

Возврат к списку