Научный сотрудник отдела "Таможенная застава" И.В. Соломаха. 
История глиняной игрушки (по коллекции АВИМ) 

     Глиняная игрушка - самобытная яркая часть русской народного творчества. Игрушка имеет многовековую историю в течение, которого отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки во многих центрах сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это, потому что изготавливались они на едином культурном пространстве, и игрушечники учились у одного учителя - природы. Они были любимы детьми и во дворце и обычной хате крытой соломой. 
     Самые ранние игрушки на территории современной России были примитивными, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: миниатюрная посуда, погремушки, фигурки животных и людей. Ими являются глиняная посуда и топорики среди предметов фатьяновской культуры(II тыс. до н.э.). Но эти игрушки жили недолго, они быстро ломались. 
     Чтобы сделать более интересными мастера начали делать игрушки, которые издавали звуки, ярко и красиво расписывать. 
     Игрушки делали во многих местах, где были залежи хороших глин и где, было развито гончарство. Она зачастую была попутным, второстепенным делом у гончара и у его семьи. Со временем игрушка стала самостоятельным промыслом и больше предназначалась не для детских забав, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. И становилась предметом для украшения быта. 
     В коллекции музея собрана небольшая подборка глиняной игрушки. В основном это изделия XVIII – середины XX века. Поступили в музей они с территории нижнего Дона (г. Аксай, ст. Старочеркасская, х. Рогошкино). Игрушки были разбиты на 4 группы. Сейчас мы рассмотрим их. 
     В первую группу попали два фрагмента игрушек изображающих мужчин. Они имеют некоторые общие детали, но и зн
1. Фото 1
ачительные отличия.
      Игрушки 1 и 2 объединяет то, что они изготовлены из светло - жгущихся глин. В остальном они различные как в технике формовки, так и в технике декорирования. Фигурка №1 (КП 68 /КС201) изготовлена из бело-жгущихся глин, черепок плотный, в тесте мелкие включения мелкозернистого песка. Сохранилось туловище мужчины в сечении прямоугольное. Шея короткая переходящая в небольшую голову. Черты лица переданы довольно реалистично: рельефные глаза, нос, губы. Мужчина одет в какую-то одежду, о чем говорят четыре рельефные пуговицы расположенные вертикально. Пуговицы находятся в левой части туловища. Фигурка сверху покрыта глухой глазурью коричневого цвета. Фигурка, возможно, была игрушкой или деталью оформления керамического сосуда. Судя по внешнему виду, фигурка мола не лепиться, а отминаться в форме. Подобная глина и глазури характерны для Скопинского гончарного центра и некоторых районов Центральной России. (Фото-1).
2. АВИМ_ОФ_69.JPG

      Фигурка №2 (КП69/КС560) изготовлена из светло-жгущихся глин, черепок плотный без видимых примесей. Туловище мужчины цилиндрическое через слегка выраженную шею переходит в большую голову с утолщением в верхней части. Лицо выделено тремя наколами, глаза двумя узкими линзовидными, а рот тонким, прямым. На туловище видны следы утраченных деталей фигурки. Подобное оформление лица и головные уборы характерны для Белгорода. (Фото-2)


.
     










Фигурка№3 (КП18163/КС1429) изготовлена из бело-жгущихся глин, в местах слома заметен неравномерный обжиг (черепок светло-серый). В тесте примеси мелкозернистого песка. Игрушка-свистулька в виде фигурки лошадки на четырех коротких массивных ножках. Сохранилось место прилепа шеи. В задней части сохранилось небольшое углубление – часть полости-резонатора. Ниже резонатора находится небольшой прилеп хвостик. На тулово и ноги нанесена ручная роспись в виде широких вертикальных полос выполненных краской светло-коричневого цвета. 
     Такие игрушки характерны для позднего периода московской белоглиняной керамики XVIII-XIX веков (Розенфельдт,1968.С.49; табл.16 рис.18). (Фото-3,4,5).
3. Фото 34.Фото 45.Фото 5
     
6. АВИМ_ОФ_1602.jpg
 








Игрушки-свистульки№4(КП1602/КС40), №5(КП7439/КС103), №6(10239/КС258) изготовлены из красно - жгущихся глин и изготовлены в виде легко узнаваемых животного и птиц. Первая это фигурка лошади,  на коротких массивных ножках. Шея в сечении подтреугольная. Голова утрачена. Поверхность тщательно заглажена. Пищик короткий, овальный отверстия в нем сделаны узкой и широкими палочками. (Фото-6). 
     
7. АВИМ_ОФ_7439.jpg8. АВИМ_ОФ_10239.jpg9. АВИМ_ОФ_14909.jpg10. АВИМ_ОФ_17118.jpg
Вторая №7(КП7439/КС103), третья№8(КП10239/КС258) свистульки изготовлены в виде фигурок петухов. Фигурки различаются размерами, деталями оформления головы и объемом резонаторов. У 7 птички глина светлая с желтоватым оттенком, а 8-светло-коричневая, плотная. (Фото-7,8). 
     

Игрушка-свистулька №9 (КП14909/КС397) изготовлена из светло-жгущихся глин. Выполнена в виде животного с двумя передними ножками. Шея короткая, голова маленькая, надрезом  показан рот и наколами глаза. Уши или рога утрачены. Игрушка частично покрыта глазурью желтовато-зеленого цвета. Глазурь нанесена методом обливания. (Фото-9). Игрушка-свистулька№10(КП17118/КС1084) изготовлена из красно - жгущихся глин. Имеет форму лошадки, с выделенной гривой. Морда и уши выделены небольшими защипами. Ножка утрачена. Черепок с неравномерным обжигом. Глина с мелкими фрагментами шамота и мелкими блестками слюды. На поверхности сохранились остатки краски синего цвета. Свистулька была найдена в районе х. Рогошкино. (Фото-10). Определить место производства этих свистулек очень трудно, поскольку в
 России работало довольно большое количество игрушечников керамистов. 
     
11. АВИМ_ОФ_18169.JPG
Игрушка-свистулька №11(КП18169/КС1462) изготовлена из красно-жгущихся глин. Тулово веретенообразное, на двух слегка выраженных ножках. Орнамент, который возможно имитирует крылья, нанесен ангобом белого, зеленого и синего цвета, сверху покрыт бесцветной глазурью. Голова утрачена, скол тщательно зашлифован. (Фото-11).Игрушка, вероятно, является изделием украинских мастеров и была изготовлена в с. Опошня. Надо отметить, что свистульки в виде птичек были многочисленными. И каждый образ имел свое значение, 
символ: птица-символ радости, счастья, это душа предков; конь-главный символ солнца; баран-могущество, плодородие.










 Литература. 1.Розенфельдт Р.А.1968. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. //САИ, Е1-39. М. .