Ночь на Ивана Купала: праздник сквозь века.

     Таинственный и веселый народный праздник, в котором сильно переплелись язычество и христианство - это, несомненно, Ивана Купала. С давних времен существуют легенды об этой ночи, когда природа делится с людьми своей силой, огонь и вода приобретают особые очистительные свойства, а по земле разгуливает нечистая сила. История праздника. Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на день летнего солнцестояния 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и травы. 
     История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает, что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. А другие утверждают, что название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день. История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Священники крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому. 
      Начало проведения праздника. История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что все основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготавливала чучело Купала, главного действующего лица праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя, таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.
      Купальский костер. Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз. У каких пар отношения более крепкие. 
      Целебная вода ночи. История праздника Ивана Купала рассказывает, что вода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши. А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу. В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. Славяне верили, что на Ивана Купала лечебные растения выращивают лесные духи и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами.
      Венок. Один из непременных аксессуаров купальской ночи - это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее голову во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим венкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары, и ей придется, коротать век одинокой. Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.
      Цветок папоротника. Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым. Ему откроются людские помыслы и девичьи сердца. 
      Оживающая природа. Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. В ночь на Ивана Купала природа находилась на вершине своего расцвета. Люди, так же как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее. Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.
      Аксайская ночь на Ивана Купала. Уже не первый год на живописной поляне в Мухиной балке, на территории музея «Таможенная застава» соберутся почитатели этого праздника. Гостей вечером 7 июля встретят полюбившиеся ими ведьма, леший и обитатели местных озер русалки с водяным. Нечисть попугает, а Травница расскажет о приворотных травах и поможет сплести красивый венок. Ведущие с помощниками вовлекут гостей в различные купальские игры и конкурсы, самые отважные отправятся на поиски цветущего папоротника. И какая ночь без опускания красивых венков со свечками на гладь водоема и крепко сжатых рук влюблённых перелетающих через костер. Эта купальская ночь, соединяющая человека с природой останется памяти участников на долгое время, до следующего года.