Старший научный сотрудник отдела «Почтовая станция» Волощук Л.В.
Почтовые марки: страницы истории (середина XIX –начало XX в).

      У обычной почтовой марки достаточно интересная история. И подлинно революционным нововведением в работе русской почты явились почтовые марки. Появление их намного упразднило систему переписки, и это сразу же увеличило количество отправляемой корреспонденции. 
     1.jpgПервая почтовая марка в России достоинством 10 копеек предназначалась для писем весом в 1 лот и поступила в продажу в почтовые отделения 10 декабря 1857 года. Она была без зубцов и отделялась от листа с помощью ножниц. Продажа марок началась немедленно, а официальное почтовое хождение их было установлено с 1 января 1858 года. Однако известны случаи отправки писем с марками до этого срока, еще в 1857 году.

      Вначале марки гасились на почте простым перечеркиванием крест-накрест пером, а некоторое время спустя был введен круглый календарный штемпель.

В начале 1858 года появился второй выпуск марок, уже с зубцами, достоинством в 10, 20,30 копеек. 





    2.jpg3.jpg С тех пор царская Россия одну за другой издает свои почтовые марки. Рисунок их оставался неизменным: в центре изображался царский герб – двуглавый орел – и скрещенные почтовые рожки. Только в 1913 году была выпущена большая серия с портретом царей, да дважды еще выпускались почтово-благотворительные марки в пользу воинов и их семейств.

      







Появление почтовых марок позволило значительно расширить и виды почтовой корреспонденции. 
4.jpg5.jpgТак, в 1866 году для пересылки книг, объявлений, каталогов, прейскурантов и других печатных изданий ввели новый вид отправлений – бандероль. 
          Государственная почта охватывала лишь города и населенные пункты, лежащие вдоль почтовых трактов. Царское правительство смотрело на почту как на источник дохода для казны, и поэтому почтовые отделения открывались только там, где они могли полностью окупаться. 
          В сельской местности практически отсутствовала почтовая связь. При помощи земской реформы каждой управе было разрешено организовать почту только внутри своего уезда. Земским управам пришлось создавать собственные дороги, иногда параллельные государственным, устраивать свои почтовые станции, чтобы наладить связь с глубинными местами. 
          Разрешалось земской почте иметь и собственные почтовые марки, но при условии, чтобы марки эти по рисунку своему не имели ничего общего с марками, установленными для корреспонденции, пересылаемой с государственной почтой. Так как земские марки имели хождение только внутри своего уезда, то чтобы переслать письмо в другой город или уезд, приходилось рядом с земской наклеивать еще и государственную марку.
            Первоначально марки изготавливались местными типографиями, а с 1884 года для некоторых земств они печатались в экспедиции заготовления государственных бумаг. По своей форме земские марки на удивление разнообразны. Они встречаются и квадратные, и ромбические, прямоугольные, круглые. Марки создавались местными художниками. Они не всегда были искусно выполнены, но всегда с любовью.
            На большинстве марок изображались старинные гербы русских уездов. И лишь марки некоторых уездов отличались оригинальностью рисунка. На марках Тульского уезда, например, художники изображали скрещенные шпаги, ружейный ствол и молоток, а на марках Нолинского – летящего дикого гуся. Марки ряда земств, например, Задонского уезда, выпускались с купонами, которые отрывались при наклейке марок на конверт и служили, таким образом, почтовой квитанцией.
6.jpg 7.jpg          Но мнимые «минусы», рождали явные плюсы. Земские выпуски выглядели привлекательнее с монотонным однообразием марок государственной почты: земские запоминались оригинальными орнаментами, почтовой атрибутикой. 
           Интересны факты продажи филателистам земских почтовых марок и штемпельных конвертов в начале 900-х годов. Продажа достигла значительных размеров. И многие уездные управы суммы, вырученные от этой операции, использовали на содержание земской почты. 
           Так за счет продажи почтовых марок земства поправляли свое финансовое положение, причем без необходимости оказания услуг, а коллекционеры свои коллекции. Небезынтересна история марок советской авиапочты. В одной из газет промелькнуло короткое сообщение о том, что 1 апреля 1918 года из Петрограда в Москву в 15 часов 40 минут с грузом воздушной почты вылетел летчик Н. И. Петров. Полет прошел успешно, но был пробным. В то время еще пассажирских и почтовых самолетов не было, и все силы техники направлялись на подавление белогвардейских войск. 
          В ноябре 1920 года последний ставленник Антанты – Врангель – был окончательно разгромлен Красной Армией. Гражданская война в России закончилась. И сразу же в Наркоме почт и телеграфов началась серьезная подготовка к созданию в стране постоянно действующих почтовых авиамаршрутов.
          В конце 1921 года было учреждено русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». Ему поручалась организация регулярного воздушного сообщения по маршруту Москва-Берлин для перевозки служебной корреспонденции Наркоматов иностранных дел и внешней торговли в советское посольство в Берлине и обратно. Сообщение открылось в праздник – 1 мая 1922 года. Вся трасса обслуживалась как русскими, так и немецкими летчиками. Воздушная линия шла через Кенигсберг (Калининград), Каунас, Полоцк, Смоленск. Самолеты из Москвы отправлялись два раза в неделю и столько же раз из Берлина в Москву.
           Советское посольство и ряд советских торговых организаций в Берлине пересылали свою корреспонденцию в Москву вначале без марок, а с 15 июля 1922 года стали наклеивать на сопроводительные реестры специальные авиапочтовые марки (коллекционерам они известны как марки «Консульской почты»). Эта серия состоит из восьми марок, которые встречаются чрезвычайно редко.
   8.jpg 9.jpg        Для этой серии были использованы прямоугольные гербовые марки дореволюционной России, предназначавшиеся для взимания консульской пошлины. На них была сделана ярко-красная надпечатка; «Воздушная почта Р.С.Ф.С.Р.» Поскольку эти марки употребляло только посольство в Берлине, на них был проставлен почтовый номинал в немецкой валюте: от «12 герм. марок» до «1200 герм. марок» из расчета 12 марок за пересылку 10 граммов корреспонденции. Эти интересные знаки почтовой оплаты являются единственными советскими почтовыми марками, номинал которых обозначен в иностранных денежных единицах и которые употреблялись вне границ СССР. Настоящие марки-полпреды! 
           К сожалению, во время пожара погибла часть тиража марок, и одна из них – с надпечаткой «1200 герм. марок» на консульском знаке в 50 копеек – сохранилась в коллекции всего лишь нескольких штук. 
          Успех первой международной авиалинии, ее бесперебойная работа позволили уже в следующем месяце открыть ее и для частной корреспонденции. Первая такая авиакорреспонденция в Германию (через Кенигсберг) была отправлена 4 июня 1922 года. Вначале она оплачивалась обычными почтовыми знаками; 8 ноября поступила в широкое обращение первая советская авиамарка. 
          Новый знак оплаты авиакорреспонденции представлял собою одну из марок только что выпущенной серии «5-я годовщина Великого Октября» в 45 рублей, черного и зеленого цвета, с ярко-красной надпечаткой контура летящего самолета. Марка продавалась только на Московском почтамте, где принималась корреспонденция на Кенигсберг. 
  10.jpg        Эта марка осталась единственной, изданной для оплаты только авиакорреспонденции. Все советские последующие воздушные марки, несмотря на имеющуюся, на них надпись «Авиапочта», разрешалось использовать для оплаты любых видов корреспонденции – и земной, и воздушной. 
           Коллекционирование марок началось почти одновременно с их появлением. Само же слово «филателия», образованное из двух греческих: «филос» - друг, любитель и «ателие» - свободный, освобожденный от налога предмет, впервые было предложено Жоржем Эрпеном в статье, опубликованной в ноябре 1864 года во французском журнале «Коллекционер почтовых марок».
           Выпускаемые ранее Министерством связи СССР почтовые миниатюры отражают, по сути дела, весь окружающий нас мир: на них изображены люди, события, предметы. Марки способствуют знакомству с различными областями человеческой деятельности, прогрессом науки и техники, достижениями искусства, животным и растительным миром планеты. Памятники архитектуры, живопись, средства транспорта, портретная галерея ученых, изобретателей, политических и общественных деятелей прошлого и настоящего – все находит отражение на почтовой марке. Поэтому, несомненно, почтовая марка внесла свою весомую лепту в развитии почтовой связи.

 Литература: 

Сафонов Н., Карлинский В. Письмо отправляется в путь: Рассказы о зарождении и развитии отечественной почты. Изд-во «Связь».- 1965 г. 
Карлова Е. Л., Скропышева В. Г. К вашим услугам – почта. Справочное издание.- Ленинград, 1985 г. 
Казадаев А., Лазарев В. Земская почта в Ростовском уезде// Филателия.- ноябр., дек.- 2007 г.