Вернуться назад

"Вот мчится тройка удалая" (из истории почтовых лошадей)

Если мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, и найдём понятие «почта», то прочитаем множество значений - учреждение срочного сообщения, гоньбы, для пересылки писем, вещей, а ино и для езды путников; место содержания лошадей для едущих по почте на переменных» и т. д.

Российские дороги конца XVIII- начала XIX века оказались не пригодными для скоростных ямских экипажей, и, соответственно, можно предположить, что запряжка трёх лошадей в ряд, т. е. русская тройка, ещё не использовалась. До этого лошадей на Руси запрягали по-разному: поодиночке, «одвуконь» (парами), «гуськом» или на «отлёт». Одноконные повозки были распространены и на Дону. Можно объяснить запряжку ямских телег и саней в одну лошадь их чрезмерной лёгкостью. По мнению иностранцев, подобные повозки были весьма удобны при тогдашнем состоянии путей сообщения в России. Действительно, летом колёса лёгкой телеги не слишком врезались в землю и не портили дороги глубокими колеями, а зимой лёгкие сани без затруднения для лошади могли легко скользить по снегу и льду.  

Уже во второй половине XVII-ro века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам. 

Тройка впоследствии приобрела широкую популярность и превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы известные строки из «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя о «птице-тройке». С ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Иностранцы восхищались ездой на тройке, признавая её лихой и быстрой. Поэтому «ямская гоньба» сопровождалась невиданными до той поры человеческими жертвами. 

Согласно существовавшим правилам, все частные экипажи и пешеходы, едва заслышав колокольчик мчавшейся ямской тройки, должны были немедленно удалиться на обочину и уступить дорогу. Но «какой же русский не любит быстрой езды!» Иметь в то время тройку лошадей, способную на большую скорость, нежели курьерские тройки, считалось особым шиком! 

Очень часто трагедии происходили, когда владельцы частных троек специально настраивали своих возничих на экстремальную езду. Столкновения на улицах и на просёлочных дорогах стали настолько частым явлением, что даже августейшие особы умудрялись оказываться в подобных ситуациях. В 1731 году императрица Анна Иоанновна была вынуждена принять решительные меры. Своим указом она учредила разъезды драгун, которые следили за порядком на российских дорогах. Драгуны задерживали и наказывали тех, кто «не смирно ездит» и лошадьми давит народ». Но это мало помогло, лишь полстолетия спустя Екатерине II удалось придумать наказание для любителей быстрой езды. Она приказала отбирать у них лошадей, а самих ямщиков немедленно брить в солдаты.

В России долго не существовало особой породы лошадей, предназначенной для почтовых троек. Состоятельные россияне для парадных выездов привозили лошадей из-за границы. Ямские тройки с большим трудом подбирались на местах по масти лошадей разных пород. Высоко ценились башкирские, забайкальские, киргизские и донские тройки. Но самыми лучшими для езды в тройке считались вятские лошади. За неказистым внешним видом скрывалась необыкновенная выносливость.

 Часто тройки без остановки гнали за 100 вёрст, а на следующий день обратно. При подборе лошадей обращали внимание на внешний вид, а способность к красивому аллюру была второстепенным фактором. К середине XIX века в России появилась порода, выведенная на конезаводе з графа Орлова и предназначенная для езды в тройках. Это был знаменитый рысак. В 1847 году в «Московских ведомостях» писали об этой породе: «Рысистая лошадь совершенно удовлетворяет требованиям настоящей троечной езды, которая непременно должна быть рысью, дабы быть ровною, продолжительною, стойкою и не убийственною для лошадей». 

Рассказывая об устройстве русской тройки, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было. Лучшая тройка - это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник (та, что находится посередине) заметно крупнее ростом и статью пристяжных (те, кто находятся слева и справа). Коренник должен высоко нести голову, это придаёт красоту всей тройке. Лучшими пристяжными считаются чистокровные верховые лошади, их головы во время бега обычно повёрнуты в сторону. А коренным обычно был орловский рысак.

В основе троечной упряжки была обычная парная упряжка («на отлёт»). Коренная лошадь несла на себе основную нагрузку, и пристяжной, которая припрягалась обычно слева. Для получения тройки, к двойной упряжки припрягали ещё одну пристяжную лошадь, обычно справа от коренной. Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причём правая лошадь -галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперёд, а левая лошадь - галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперёд. Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта. Этим они обычно уравновешивают грациозно повёрнутую обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично. Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

Ямщиками служили крепкие здоровьем мужчины, смелые и выносливые. Кроме умелой и лихой езды, в их обязанности входило лечение лошадей, заготовка корма и ковка. Ямщик отвечал головой за сохранность писем и за сроки их доставки. Иногда за каждый час опоздания ямщик получал удар кнутом, а за своевременную или досрочную доставку письма ему подносили чарку водки. Строго наказывали и местных чиновников, которые, так или иначе, препятствовали почтовой гоньбе.

Человек, управляющий тройкой лошадей, должен был обладать поистине богатырской силой, т. к. при езде руки, удерживавшие вожжи, на протяжении нескольких часов испытывали нагрузку до 50-ти килограммов. При сильном рывке вожжей ямщик запросто мог угодить прямо под ноги разгорячённым животным. Поэтому ямскому ремеслу обучали с раннего детства.

Инструкция станционного смотрителя категорически запрещала ямщикам останавливаться возле питейных заведений. Зато с собой им разрешали в лютые морозы возить крепкий чай с добавлением водки. 

В сильные метели и в непогоду тройка должна была выделяться, бросаться в глаза. Интересна история украшения троечной упряжки. Хомут красочно расписывали. Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тиснёной кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке. Металлические детали были литыми, имели различную форму. Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась также посеребренная медь. Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне.

Во второй половине XIX столетия на смену золочёным дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками - бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку. 

К сожалению, к концу XIX-го века роспись начала видоизменяться. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пёструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной. В конце концов, и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами.

Почтовая станция обычно размещалась в доме, разделённом на две половины: «ямщицкую» и «чистую». В «ямщицкой» половине отдыхали ямщики на полатях после дороги, сушили на печке одежду и обедали. Здесь же хранилась и конская упряжь. В «чистой» половине жил сам смотритель, относившийся к низшему классу чиновников, согласно Табелю о рангах. Во дворе каждой почтовой станции обязательно находился колодец, чтобы не было проблем с водой для уставших лошадей. Строение фасадами были обращены на тракт. Между ними устанавливали ограду с большими воротами, через которые въезжали коляски, кареты, возки и брички. В западной и восточной части большого мощённого камнем двора располагались амбары, кузницы и большие конюшни. К началу XIX века на центральной станции держали до 50-ти почтовых лошадей.  

На половине смотрителя прямо у входа были вывешены указы и правила: «О подорожных и сборе с оных», «Какому чину и по сколько выдавать лошадей». Здесь же стоял почтовый ящик с надписями: «Для отпускания отправлений», «Для получения отправлений», а также ящик, обитый железом, для сбора погонных денег. 

Обстановка помещения для постоя пассажиров была казённой: стол, лавки или жёсткие диваны вдоль стен. Люди проводили в этих условиях весьма длительное время, так как в первую очередь запрягали лошадей в курьерские и фельдъегерские экипажи.  

С появлением в XVIII-м веке железных дорог и их быстрым развитием, почтовая тройка утрачивает свою лидирующую роль в перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах, масленице, ярмарках. Но, несмотря на то, что научно-технический прогресс вытеснил русскую тройку из нашего повседневного обихода, благодаря фольклору, русской литературе и живописи, в которой широко отразилась эта легендарная упряжка, она останется в памяти навсегда как красота русской души и удали.

Список литературы: 

Русский национальный календарь.- М.: Мир книги.- 2006. Русский национальный календарь. 2007/ Сост. Н. Е. Екимчева, И. О. Иофина.- М.: ООО «ТФ изд-во Мир книги, 2006.

Лошадь в аллюре.jpg Лошадь в галопе.jpg Лошадь в рыси.jpg

Расписная дуга.jpg

Расписной хомут.jpg Рысак.jpg

Схема упряжки лошади.png Тройка в оглобельно-дуговой запряжке.jpg

Четыре лошади, запряжённые цугом. Между двумя коренниками (сзади) видна вершина дышла.JPG Ямщик.jpg



Волощук Л.В. Старший научный сотрудник отдела "Почтовая станция"