Апанасенко Н.Н. Старший научный сотрудник отдела "Военно-исторический комплекс"
Память о Великой Отечественной войне на территории Аксайского района.


После завершения Великой Отечественной войны страна лежала в руинах и, естественно, советское руководство было занято, прежде всего, хозяйственными вопросами. Хотя в это трудное время уже появляются первые порой довольно простенькие надгробия на солдатских могилах. Нередко они были деревянными, пирамидальной формы, с металлической звездой на небольшом шпиле. В дальнейшем мемориальное строительство развивалось в Аксайском районе в общем русле советской идеологии, касающейся памяти о Великой Отечественной. Примерно с середины 1950-х гг., когда в целом разруха в СССР была преодолена, начинают устанавливаться типовые памятники. В сравнительно крупных населенных пунктах Аксайского района, таких как хутор Большой Лог, станицы Старочеркасская, Ольгинская, можно увидеть композиции из установленных на постаменте фигур двух солдат. На солдатах мы видим символичные плащ-палатку, каску, автомат ППШ. Также частым символом на таких памятниках является боевое знамя. На лицах солдат читается либо серьезная сосредоточенность, либо скорбь по погибшим. Также в этих населенных пунктах мы видим памятники с фигурой женщины с венком в руках. Такие памятники также выражают память и скорбь по погибшим. 
Общее настроение, пожалуй, объединяет оба типа памятников. Примерно с середины 1960-х гг. начинается новый этап в мемориализации Великой Отечественной. К этому времени уже подросло поколение, родившееся после войны и воспринимавшее ужасы военного времени не так близко, как те, кто их испытал на себе. В это же время происходит некоторая героизация Великой Отечественной. Также в данное время пишут свои мемуары и многие видные советские военачальники. Естественно, это отразилось и на возводимых памятниках Великой Отечественной. Данные мемориалы должны были уже не отражать скорбь о погибших, а возвеличивать победу в войне, указывать на мощь советского строя. Поэтому эти памятники и даже мемориальные комплексы не персонифицированы они имеют в своей основе геометрические объемы: массивные, квадратные или прямоугольные постаменты, пирамидальную стелу как центральный символ. Нередко такие комплексы располагались на видных местах у администраций или на городских площадях и сопровождались установкой Вечного огня. Типичный пример такого комплекса мы видим в самом городе Аксае на площади Героев. Открыт этот комплекс был в мае 1975 г., к 30-летнему юбилею Победы.
Строительство и открытие этого мемориала, как и везде в Советском Союзе, курировали местные власти при содействии ветеранских организаций. Именно ветеранские организации также вели активную деятельность в 1970–1980-е гг. не только по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, но и по увековечиванию памяти Великой Отечественной. В середине 1970-х гг. в хуторе
Ленина при их активной деятельности был установлен памятник бойцам полковника Егорова из передового отряда механизированной группы «Дон», которые вели бои с противником в январе 1943 г. на территории хутора. Ветераны добились от Министерства обороны, чтобы для памятника выделили башню от танка Т-34. Ее установили на прямоугольном постаменте возле уже существовавшей тогда братской могилы воинов, освобождавших хутор Ленина в феврале 1943 г.


Следующий этап советского монументального зодчества был связан с очередным юбилеем победы. В дополнение к уже существовавшим памятникам появляются мемориалы, приуроченные к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как правило, такие памятники появлялись в более крупных населенных пунктах. На территории Аксайского района к ним можно отнести три наиболее характерных памятника: непосредственно в самом городе Аксае памятник «Переправа», в хуторе Большой Лог и станице Грушевской. В хуторе Большой Лог к 40-летию Победы был установлен типичный мемориал, основным действующим лицом которого был солдат в шинели с автоматом ППШ. В отличие от памятников 1950-х гг., этот солдат стоит, раздвинув ноги на ширину плеч, правую руку с автоматом отставил далеко вправо, а левую высоко поднял вверх. На голове у него пилотка, а свой взгляд он устремил далеко вперед. Здесь мы не видим трагизма войны, зато хорошо просматривается в позе и жестах этого солдата несколько пафосный героизм. Также в отличие от памятников предшествующего периода черты лица, мелкие детали обмундирования выполнены довольно схематично. Реализм отходит на второй план. Главными элементами, передающими смысл, являются поза солдата, жесты его рук. Солдат должен олицетворять железную мощь советской системы. Данные характеристики были присущи не только памятникам того периода, но и всей идеологической направленности, связанной с Великой Отечественной. Практически такой же памятник мы видим в станице Грушевской. Несмотря на то, что детали этих двух мемориалов отличаются, общая концептуальная направленность остается неизменной. Тот же автомат ППШ, высоко поднятый над головой правой рукой, далеко отставленная левая рука, мощная грудь, взгляд, устремленный вперед.
В 1991 г. Советский Союз распался. Вместе с ним рухнула вся идеологическая система. Начался новый этап истории в жизни нашей страны. Безусловно, это отразилось и на мемориальном строительстве. В памятниках, появившихся в постсоветскую эпоху, мы уже не видим четкой идеологической позиции, они порой разительно отличаются друг от друга. Это связано с тем что, государство, особенно в 1990-е гг., по сути, не предложило никакой внятной идеологии взамен коммунистической. Поэтому в памятниках 1990-х гг. сложно выделить какую-то общую направленность, и в такой ситуации возникали порой некоторые несуразности. Так, в 1996 г. в хуторе Верхне Подпольном благоустроили сельскую площадь и увековечили память погибших в Великой Отечественной войне – ни много ни мало – установкой на постаменте истребителя МИГ-25, разработанного и применявшегося в СССР в 1970-е гг. Из каких соображений исходили авторы этого монумента, сказать трудно. В поселке Красный Колос покоились останки 6 советских солдат. В 1960 г. над этой могилой был установлен классический памятник советского солдата. К 1990-м гг. он стал разрушаться, и было принято решение не восстанавливать его, а сделать новый. В итоге на месте старого памятника появилась совершенно другая композиция. На прежнем постаменте просто установили орудие ЗИС-3 – простой и в то же время, пожалуй, самый дешевый способ создать памятный знак.
