Вернуться назад

Исторический парад моды

История моды – это история человечества, воплощённая в костюме. Она родилась сразу, как только первобытный человек смастерил себе первый наряд. Мода всегда была зеркалом, отражающим все перемены, происходящие в обществе, и каждый человек покорялся ей. Мода – это целый образ жизни, присущий конкретной эпохе. Она напрямую связана с общим художественным стилем, и следовать ей – значит идти в ногу со своим временем, чувствовать его стиль и ритм. 

Древний Египет

др. египет.jpgЕгипет – древнейшее государство мира, существовавшее с 3000-х гг. до н.э. до 200-х гг. н.э. Время сохранило для нас прекрасные свидетельства его расцвета. Мы судим о египтянах по изумительным фрескам и другим памятникам искусства, сохранившимся до наших дней. Верования древних египтян основывались на культуре богов Солнца, Земли, Луны и различных животных, отсюда – отражение их воображаемых образов в одежде, искусстве, общем стиле эпохи. Совершенство египетских льняных тканей до сих пор непревзойденно. На один квадратный сантиметр такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей. 240 метров тончайшей пряжи весили всего один грамм! Сквозь пять её слоёв просвечивало тело человека. Часто такую ткань украшали золотыми нитями, бусинами, драгоценными камнями и вышивкой. Цвета одежда были самыми разнообразными – египтяне знали толк в натуральных красителях. Как мужская, так и женская одежда основана на контрасте цвета и материала. Формы её усложнялись применением золотых и эмалевых украшений, плиссировкой и драпировками. Роскошь и разнообразие красок – таковы основные принципы египетской моды. Идеалом красоты была стройная грациозная женщина. Египтянки носили парики из овечьей шерсти или растительного волокна, покрывая их лаком. Иногда для создания объёмности головы на один парик надевался другой. Очень был важен контраст тяжёлой причёски и изящной, затянутой в прозрачную материю фигуры. Женщины Древнего Египта умело пользовались косметикой. Они обводили глаза зелёной или чёрной краской, пользовались румянами, белилами и губной помадой, подводили брови, красили ногти на руках и ногах. Эта загадочная эпоха и сейчас волнует воображение художников моды, вдохновляя их на создание одежды по древнеегипетским мотивам.

Биссус – тонкая прозрачная ткань, в которую закутывались египетские женщины. Ею также покрывали мумии. Лотос – цветок, символ плодородия и бессмертия, изображения которого встречаются в орнаментах и ювелирных украшениях. Скарабей – жук, почитаемый в Египте как божество. Изображение его, выполненные из драгоценных металлов, носили как амулеты.

Античная Греция

античная греция.jpgДревняя Греция – рабовладельческое государство в южной части Балканского полуострова, существовавшее в VIII - I вв. до н.э. Эпохой расцвета культуры Греции был V век до н.э. В это время создавались подлинные шедевры архитектуры – храмы небесной красоты, величественные театры, строгие общественные здания. До нашего времени дошли греческие памятники литературы и изобразительного искусства. Идеал древних греков – доблестный, храбрый герой с прекрасными чертами лица и гармонично сложенным телом. Больше всего греки ценили красоту и здоровье и лишь на третье место ставили богатство. Под влиянием таких представлений сложился греческий стиль одежды, на который распространялся закон, согласно которому все творения человеческих рук должны подчиняться закономерности, симметричности, организованности, пропорциональности и целесообразности. Благодаря вертикально расположенным ниспадающим драпировкам, изящным линиям и графичности формы все древнегреческие одежды напоминают стройные колонны храмов. Складки эффективно подчёркивают движения человеческого тела. В Античной Греции искусство ткачества достигло высочайшего уровня и очень ценилось. Один из мифов рассказывает о победе богини Афины в соревновании ткачих. Она выткала прекрасную однотонную ткань, затмив своим мастерством лучшую ткачиху Греции Арахну. Греческие одежды не были белыми, как это мы часто себе представляем. Как все южане, греки любили всё яркое – жёлтое, синее, красное, зелёное. Самым дорогим красителем считался пурпур (эту краску добывали из морских моллюсков). Белые одежды украшали яркой орнаментальной каймой с традиционными греческими мотивами. Женская мода существенно не отличалась от мужской. В качестве белья служил хитон – кусок полотна, сложенный по вертикали и скреплённый на плечах пряжками – фибулами. Хитон мог быть различной длины. Его украшали орнаментами, вышивками, гофрировкой, аппликацией. Поверх хитона женщины накидывали прямоугольный плащ, красота которого заключалась в искусстве драпировки. Иногда костюм дополнял лёгкий полупрозрачный шарф – калиптра. Обувь гречанок – это наше достояние: кожаная подошва и верх из переплетённых ремешков. Обувь знатных гречанок была более нарядной - из кожи ярких расцветок, украшенной золочением, металлическими бляшками и вышивкой. Облик гречанки дополняла изысканная, зачастую очень сложная причёска. Основным направлением парикмахерской моды этого периода считался коримбос – греческий узел: расчёсанные на прямой пробор волосы, завитые волнами и спущенные на лоб, приподнятые сзади и уложенные узлом на затылке. Часто их укладывали в сетку, сплетённую из золотых шнуров. Самыми красивыми считались светлые волосы. Высокоразвитым в Греции считалось ювелирное искусство. Гречанки украшали себя бусами, ожерельями, носили диадемы, перстни, кольца и браслеты. Уже тогда были известны филигрань, тонкое металлическое литьё, гравировка и резьба по камню. Несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки. 

Стефана – изящное украшение, надеваемое на голову, напоминающее по форме венец или кокошник.

Сплендоне – элемент причёски: спереди расширенная, сзади суженная лента, украшенная традиционным греческим орнаментом. 

Лекифы – изящные флаконы для духов. 

Древний Рим

др. рим.jpgИз небольшого города-государства Рим превратился в огромную рабовладельческую державу. Во II веке до н.э. им была завоёвана Греция, оказавшая впоследствии огромное влияние на его культуру. Римское искусство условно делится на два периода – период Республики (IV – I вв. до н.э.) и период Империи ( I - V вв. н.э.). Под властью этой могучей державы находилась Европа, Малая Азия, Египет. Стиль этой эпохи – суровая красота и величественная роскошь на фоне нищеты. Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически крепкими людьми, основные черты характера которых – стойкость, строгость и простота. Знатные женщины Древнего Рима играли в обществе большую роль, пользуясь наряду с мужчинами всеми правами. Они величественны, с чувством собственного достоинства, сдержанны и строги, но изысканной красоты. Преобладало греческое влияние – ниспадающие драпировки, линейно-ритмические решения костюма, многослойность одежд – всё это стало достоянием римлян. Проявлялось влияние и других культур. В период Империи с Востока стали завозить драгоценные шелка, изысканные льняные и хлопчатобумажные ткани. На смену лёгким тканям пришли тяжёлые парчовые шелка, изменившие направление в моде. Костюм становится всё весомее, тяжеловеснее и роскошнее. В основе мужского римского костюма лежали туника (лёгкая нижняя одежда) и тога (сложная драпировка прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска ткани). Женщины также носили тунику, а поверх неё надевали столу (подобие мужской тоги), на которую уходило довольно много ткани. В греческой моде туника была из более тонкой ткани, чем верхняя одежда. У римских женщин наоборот: нижняя туника была из плотного полотна, а стола – из тонкой, прозрачной ткани. Внизу столу украшали оборки, плиссировки, вышивки, росписи и бахрома. Подпоясывалась стола с напуском, который создавал определённый силуэт. Свободные гражданки имели право носить паллу – плащ, напоминающий греческий гиматион. На торжествах краем полы накрывали голову. Вся женская мода времён Римской Империи основывалась на игре линий, пропорций и цвета. Ткани окрашивались в различные цвета, но предпочтение отдавалось сочетаниям коричневого с жёлтым, голубого с серым, зелёного с фиолетовым. Большую роль играли ювелирные украшения – жёлтые, массивные, выполненные из золота, серебра, с целым каскадом драгоценных камней. Высокая знать не знала меры в роскоши. Особенно были популярны кольца – их надевали по несколько штук на каждый палец как женщины, так и мужчины. Парикмахерское искусство Рима достигло немыслимых пределов – женские причёски были такими замысловатыми, что про них даже слагали стихи. Казалось, что всей этой роскоши не будет конца, но великий Рим пал, завоёванный варварами, а вместе с ним растворилась во времени и римская мода.

Витта – лента, которой римские женщины перевязывали причёску. Рика – платок пурпурного или синего цвета, надеваемый знатными римлянками во время торжеств.

Пенула – плащ из небольшого куска ткани, одежда низших классов.

Тутулус – римская женская причёска, состоящая из высоко поднятых и изысканно уложенных волос.

Средневековая Европа 

Условно историю культуры феодальных государств Европы можно разделить на два периода: раннее средневековье ( IX – XII вв.) и позднее средневековье (XIII– XV вв.). Всю культуру средневековья, одежду как её элемент, отличает её строгое единство эстетических вкусов, поскольку решающее влияние на все сферы жизни оказывала христианская церковь.

Согласно религиозным обычаям, одежда раннего средневековья скрывала женщину с головы до пят. В формах причёски также царила власть церкви. Замужние должны были покрывать голову белыми платками или покрывалами. Девушки носили распущенные волосы, украшенные обручами и перевязками. Подчиняясь этикету, ходить они должны были мелкими шагами, опустив глаза, быть кроткими, немногословными и набожными.

В XII веке под влиянием крестовых походов в культуре всё больше проявляются светские элементы. Возникает рыцарская культура с её служением Прекрасной Даме. Этой теме подчиняется всё – литература, изобразительное искусство и мода. На смену грубому, суровому воину приходит нежный белокурый рыцарь, исполненный вздохов и неразделённой любви. Цвет его костюма указывает на предмет его поклонения, тот, который предпочитает дама.

В средневековье цвет имел символическое значение. Белый – чистота, синий – верность, зелёный – любовь. Жёлтый цвет из-за дороговизны красителя указывал на богатство владельца, но со временем был признан цветом измены и ненависти. Его сочетание с коричневым считалось проявлением самого дурного вкуса. Изысканным же считалось сочетание чёрного, серого и белого цветов.

Формы костюма позднего средневековья пересекаются с лёгкими, изящными, уходящими в высь линиями готической архитектуры. О моде могут рассказать скульптуры на фасадах и порталах средневековых зданий. В этот период совершенствуется техника шитья, развивается ткачество и портновское искусство, меняются крой одежды, фасон и стиль. Женская мода становится более вычурной и излишне смелой. По-прежнему женская одежда состоит из нижнего и верхнего платья, но линия талии удлиняется, приобретает шлейф, иногда очень длинный. В XIV веке входит в моду сюрко – некоторое подобие длинного жилета с глубокими проймами, отороченными мехом. Рукава платья могли быть узкими, иногда очень длинными, свисающие к полу. Появляется декольте– глубокий вырез, открывающий плечи и грудь.

В готический период огромное значение приобрели головные уборы. Самый интересный – эннен (генин) – остроконечная конусообразная шляпа с длинной вуалью. Позднее появился рогатый чепец, форму которого создавали боковые валики, и высокий чепец в виде паруса.

Модным считалось показывать лоб, вески и затылок, поэтому волосы в этих местах зачастую выбривали, а брови – выщипывали.

Как дополнение к костюму использовали цепочки, пояса, бубенчики и ожерелья.

Горж – женский платок из белой ткани, сшитый в виде трубы, с разрезом сзади.

Омюз – головной убор, похожий на капюшон с завязывающимися концами.

Темплеты – круглые щитки на обруче, закрывающие уши, модный в XIV веке головной убор.

Котт – верхнее платье с рукавами и без, с заниженной линией талии.

Шмиз – нижнее платье.

Эпоха Возрождения

Естественность пропорций, умеренность, цветовая гармония – так можно охарактеризовать моду Эпохи Возрождения – Ренессанс. Как великие художники воспевали Ренессанс, так и мы сейчас можем восхищаться их непревзойдёнными шедеврами Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Боттичелли.

Уничтожены призраки мрачного средневековья и возрождены светлые образы античной культуры. Одежда одна из первых отразила нравы новой эпохи. В силуэте одежды горизонтальные линии взяли верх над вертикальными готическими. Исчезли шпили головных уборов, неудобные узкие рукава. Одежда приобрела естественные пропорции.

Законодательницами мод в XV веке стали Флоренция и Венеция. Женские одежды имели мягкие линии, свободный покрой, подчёркивающие формы тела. Платья были отрезными по талии, юбки – длинными, со шлейфом. Лиф имел декольте характерной формы – спереди квадратное, сзади треугольное. Такой вырез зрительно удлинял шею. Прямые рукава расширялись к плечу, разрезались вдоль и скреплялись застёжкой, шнуровкой или лентой. Длина рукава стала значительно короче, открыв кисти рук, что до этого не было принято. Иногда платья подпоясывались на античный манер под грудью.

Ткани применялись самые разнообразные – от тяжёлого бархата до тончайшего шёлка. Они расшивались золотом, серебром и были очень дорогими.

Женские головные уборы этой эпохи – богато декорированные бархатные тюрбаны, сетки из золотого шнура и различные вуали. Прежде всего они служили дополнением к причёскам, которые представляли собой сложные комбинации кос и локонов, украшенных бусами, лентами, гребнями и заколками. Так как красивым считался высокий лоб, волосы над ним сбривались на ширину двух пальцев.

В XVI веке итальянская мода стала ещё изысканней и пышнее. Платье стало тяжелее, рукава его шире, вырез глубже, лиф – отрезным. Очень популярна рассечённая ткань, сквозь которую просвечиваются тончайшие рубашки. Особый акцент делается на обуви. Модницы из желания казаться выше носили туфли на деревянной подошве высотой до 55 см. Они назывались цокколи («коровьи копытца»).Деревянные подошвы и верх туфли обтягивались сафьяном, бархатом и шёлком.

В это же время в моду вошли чёрные полумаски, которые надевали перед выходом на улицу.

средневек. европа.jpgНеобходимой частью дамского туалета стали перчатки. Некоторые из них напоминали произведения искусства – так богато они были украшены драгоценными камнями, вышивками и кружевами, изобретёнными, кстати, в эту эпоху. Первые кружева не плели, а шили иглой. Эта работа была очень сложной и кропотливой, поэтому кружева стоили не малых денег. Среди модных дополнений также были богато расшитые сумочки и кошельки, веера в виде прямоугольного флажка или опахала, муфты и белые чулки.

Бальцо – головной убор в виде тюрбана.

Блошиный мех – чучела различных животных, которые носили на золотых цепочках или в руках. Считалось, что они отвлекают на себя блох.

Вентаролла – итальянский веер XVI века, часть туалета невесты.

Фаццолетто – элегантный украшенный кружевом носовой платок.

Эскоффион – причёска; распущенные, на концах подвитые волосы укладывались в сетку.

Маньеризм 

маньеризм.jpgВ XVI веке Испания превращается в могущественную державу, в которой «никогда не заходит солнце». Её влияние на другие страны в это время не имело пределов. Экономическое господство, колониальное золото, льющееся бесконечным потоком, великая королевская власть и фанатичность католической церкви, породившая ужас инквизиции, - такова Испания Эпохи Возрождения. Такова и мода, стиль Маньеризм – роскошь и аскетизм, изысканность и суровая монументальность, страсть и искусственность.

Мода этого периода по-своему уникальна. Мягкость линий женской фигуры, гармония пропорций тщательно скрываются, ибо тело рассматривается как сатанинский соблазн. Чёткие геометрические формы одежды искусственно изменяют естественные линии, деформируют их, искажая пропорции. Талия затягивается в жестокий корсет, юбка, натянутая на стальной каркас как барабан, скрывает ноги и бёдра, грудь расплющивается специальной металлической пластиной. Такой наряд не позволял сделать лишнее движение, вырабатывал медленную походку и горделивую осанку. Этикет запрещал показ даже кончика носа туфли. Женщина, окружённая обручами, затянутая в корсет, усыпанная драгоценными украшениями. Казалась неприступной крепостью. Современники довольно чётко заметили, что испанка – это настоящий сундук с драгоценностями. Никакая другая эпоха не подарила истории моды столь чопорные, строгие и одновременно роскошные наряды.

Ещё одно из характерных изобретений испанской моды – это стоячий воротник из жёстко накрахмаленных кружев, так называемая фреза. Он скрывал шею, обрамлял лицо и придавал ему особую бледность. Позднее этот воротник настолько увеличился, что его прозвали «мельничный жёрнов». Этот элемент костюма был заимствован модой других европейских стран. Надолго он задержался в Голландии.

Басквине – испанская распашная юбка на каркасе.

Бандо – типичная причёска испанских женщин, состоящая из волос, расчёсанных на прямой пробор и опущенных вдоль щёк.

Мантилья – чёрная или белая вуаль из ткани или кружева, национальная принадлежность женского испанского костюма всех сословий.

Вертугадо – испанское название кринолина, каркасной юбки. 

Барокко 

Стиль барокко зародился в конце XVI – начале XVII вв. и распространился в большинстве европейских стран. «Барокко» в переводе с итальянского означает «странный, вычурный». Это эпоха накала страстей, проявления всех сторон человеческого характера и бурной жизни. В этом стили отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира. Три слова, на которых строится мода барокко – монументальность, парадность и роскошь.

Особенно ярко этот стиль проявляется во Франции во время короля Людовика XIV, прозванного «король-солнце». Он по праву считался законодателем придворной моды. Король издавал указы о том, что следует носить в предстоящем сезоне, какие кружева и украшения должны соответствовать той или иной дворцовой церемонии.

В эпоху барокко мода менялась так стремительно, что потребовались специальные наглядные формы её распространения. В 1642 году в Париже изобрели восковую куклу для демонстрации модной одежды. Её назвали Пандорой по имени героини греческой мифологии. По сути дела Пандора – это первый в истории моды манекен. Тогда же в Париже начинают выходить печатные иллюстрированные издания, в которых рассказывается о новейших достижениях моды. Именно это время можно назвать датой рождения журналов мод.

Причудливость и переменчивость стиля барокко отразилась и в моде. Она предлагала то каркасные платья с жёсткими корсетами из китового уса, то наряды с мягкими ниспадающими складками, свободными фалдами и длинными шлейфами. Каскады кружев, драгоценные ленты, перья экзотических птиц – всё служило для воплощения роскоши этого стиля. Даже нижнее бельё было таким изысканным, что по платью делались специальные надрезы для его демонстрации.

бароко.jpgУкрашения этого периода поражают тонким мастерством исполнения. Некоторые можно назвать подлинным чудом. Ювелиры предлагали кольца, браслеты, подвески, ожерелья, диадемы, цепочки различного плетения. Важным дополнением к женскому костюму были часы, украшенные драгоценными камнями, подвешенные к поясу зеркала в оправах из золота и серебра, складные веера, перчатки из дорогих тканей и тонкой кожи, шарфы, кружевные накидки, прозрачные вуали и косынки, шёлковые чулки.

Дамские туфли были тоже своего рода произведениями искусства. Их шили из разноцветной кожи, парчи, бархата и украшали бантами, розетками, пряжками с целыми россыпями самоцветов.

Мода на причёски сильно менялась. Волосы то укладывали в узел, то закрепляли в локоны, то высоко зачёсывались и припудривались. В это время появилась знаменитая причёска «а ля Фонтань» - настоящий шедевр из высоко зачёсанных и укреплённых на проволочном каркасе волос, искусственных и живых цветов, перьев, лент, кружев и пудры. Её создание занимало несколько часов.

Набеленное и нарумяненное лицо, загадочное мерцание парчи, томные складки бархата, облако газового шёлка, сияние драгоценностей, осиная талия, затянутая в строгий корсет, тонкая полуулыбка-полунамёк, маленькие ножки в изящных туфельках – таков неуловимый, тающий во времени образ прекрасной дамы эпохи барокко.

Гарсетт – причёска эпохи Людовика XIV с локонами на лбу и висках.

Дормез– ночной чепец, сохраняющий причёску.

Модеста – разрез в верхнем платье, сквозь которых была видна нижняя одежда.

Наколка – украшение женской причёски из сосборенной ткани, лент или кружев.

Рококо. XVIII век 

рококо.jpgРококо – это эпоха ухода от действительности к миру утончённых иллюзий и романтических переживаний. Ею управляет каприз, роскошь и галантная игра. Модницы носят то приталенные платья с узкими юбками, то увлекаются широкими кринолинами.

Ткани самые разнообразные – бархат и атлас, шёлк и батист, брокатель, тафта, муслин и канифас. Самый распространённый рисунок на ткани – ассиметричные волнообразные линии, изображающие гирлянды цветов или полосы лент, кружев, переплетающихся с цветами, плодами и листьями. Цветочная гамма разнообразна – от бледных пастельных тонов до самых ярких сочетаний.

Постепенно декор костюма усложняется. Платья отделываются рюшами, оборками, кружевами, искусственными цветами. Юбка становится всё шире и шире. Её укрепляют на фижмах – каркасе из гибких металлических пластинок. Талию по-прежнему затягивают в корсет. Такой контраст талии и бёдер делал фигуру модниц хрупкой и изящной.

Рококо – это рассвет парикмахерского искусства. Ни раньше, ни позднее не существовало таких причудливых причёсок. На их установление (иначе не скажешь) иногда уходило полдня. На головах сооружались целые натюрморты из цветов и фруктов, создавались пейзажи с ветряными мельницами, мостиками и садиками. Зачастую причёски оформлялись как единое целое с головным убором. В них находили отражение политические события, движения в технике, настроения и увлечения. Например, на голове одной дамы была воздвигнута причёска в виде парусного фрегата, посвящённая победе Франции в морском сражении с англичанами.

Дамы эпохи рококо не представляли себя без декоративной косметики. Ею пользовались все – и самые юные, и особы весьма преклонных лет. Пудра, румяна, помада, белила – и всё в таких количествах, что, говорят, некоторые мужья не узнавали своих жён, а молодые кавалеры ухаживали за пожилыми дамами, не догадываясь об их истинном возрасте.

В это время мода получила признание как самостоятельное искусство. Хорошие модистка очень высоко ценились. Знаменитая французская портниха Роз Бертэн в светских кругах именовалась «министром моды» и была столь значительной фигурой, что к её голосу прислушивались при дворе.

В это время в Париже появляется журнал «Галерея мод», выходили издания о причёсках и модных дополнениях. Появились специальные салоны одежды, в которых платья демонстрировались на восковых «пандорах». Мода покоряла мир, ей поклонялись, её боготворили и ненавидели, но с ней все считались.

Муар – плотная шёлковая ткань с волнообразным отливом различных оттенков.

Мушки – кусочки чёрной шёлковой ткани, наклеиваемые на лицо или другие части тела чтобы акцентировать белизну кожи, стройность шеи или красоту груди.

Позумент – тесьма, шитая серебром или золотом.

Худ – тонкое покрывало, ниспадающее на плечи, дополняющее торжественный придворный туалет.

Карако – распашная верхняя кофточка с широкой баской, часто сильно декольтированная.

Ампир

Ампир – это время Наполеона, с приходом которого появляется и новая мода. В Архитектуре утверждается римский стиль, живопись и литература подчинены идеям строгости и величия. Мода торжественная и аристократическая. Под кажущейся простотой скрывается сложная работа стилистов. В это время в Париже царит культ моды, сотворённой художником Леруа – настоящим жрецом моды XIX века.

Женская мода эпохи ампир построена на силуэте стройной колонны – высокий лиф и мягко задрапированная юбка. Платья шьют из тонких тканей, но на плотной подкладке. Самые смелые модницы надевали под белое прозрачное платье розовое трико, а на ноги и запястья рук – золотые браслеты.

ампир.jpgОгромную роль в женском костюме играют шёлковые и шерстяные шали, цветные и однотонные, отделанные вышивкой, каймой и бахромой. Цена некоторых шалей доходила до фантастической высоты, что говорило о богатстве её владелицы. Высоко ценилось само ношение шали, и женщины тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве перед зеркалом. Первые шали появились в Европе после знаменитых походов в Египет и сразу завоевали прочные позиции в моде. Позже их производство было налажено во Франции, что является заслугой первой супруги Бонапарта – Жозефине Богарне.

Вечерние и бальные платья по своему силуэту не отличались от повседневных – тот же высокий лиф, свободная юбка, но более глубокое декольте. Поначалу явиться на бал украшенной драгоценностями считалось дурным тоном. Но со временем желание демонстрировать содержимое своих шкатулок взяло верх, и в моде снова воцарила империя роскоши. Самые модные украшения моды ампир – подлинные античные камее и бусы из жемчуга.

Причёски эпохи ампир находились под влиянием древнегреческой моды. Гладко расчёсанные на прямой пробор волосы подчёркивали форму головы, а мягкие недлинные локоны обрамляли лицо. Головные уборы этого периода – тюрбаны из очень дорогих тканей, украшенные бусами и брошами, капоры, чепцы и шляпы.

Дополнение костюма служили длинные перчатки из лайки, атласа или шёлка, а также оригинальные перчатки без пальцев (митенки).

Обувь отражала влияние античности: низкие каблуки, переплетения из ремешков, мягкая кожа.

Батист – лёгкая полупрозрачная ткань из льна или хлопка, вырабатываемая из тончайшей крученой пряжи.

Спенсер – короткая курточка, заимствованная из английского мужского костюма.

Шмиз – платье-рубашка в античном стиле из тонкой полупрозрачной ткани, разрезанное по бокам и перехваченное под грудью поясом.

Кисея – очень лёгкая, прозрачная ткань.

Романтизм (1820-е – 1840-е гг.)

романтизм.jpgВо Франции рушится власть Наполеона и устанавливается монархия Бурбонов. Меняется эпоха – меняется и мода. Она теперь захвачена идеями романтизма – течения, оставившего неповторимый след в искусстве.

Герой этой эпохи – человек, отвергающий законы. В нём бушуют страсти, эмоции, его чувства обострены до предела. Эпоха романтизма подарила миру целую плеяду великих писателей и поэтов – Байрона, Мицкевича, Гейне, Гёте, Гюго, Жуковского, Пушкина.

Мода подстраивается под настроения людей. Мужчины – романтики носят тёмные фраки, рубашки с высоким воротником, чёрные шейные платки и галстуки. Их одежда словно подчёркивает их независимость. Женские наряды этого периода необыкновенно выразительны. Платья немыслимой красоты с очень узкой, стянутой корсетом талией, широкими рукавами, сужающимися у запястья, глубоким декольте и очень широкими юбками. Их украшали тончайшие кружева, атласные банты, изящные сборки и искусственные цветы. Из дополнений к костюму – медальоны, броши, серьги, цепочки, браслеты, декоративные булавки и гребни. Такие наряды требовали изысканных причёсок, и парикмахеры творили настоящие чудеса: часть волос завивалась в букли и локоны, заплеталась в сложные косы и опускалась на виски, а остальные пряди причудливо начёсывались, напоминая декоративные элементы архитектуры. В современной моде нет ничего подобного тому, как шляпки того периода. При изготовлении дамских головных уборов применялись дорогие ткани, тончайшая соломка, перья экзотических птиц, живые и искусственные цветы, ленты, кружева и вуали.

Дамские туфельки шились из кожи, шёлка и атласа. По форме они напоминали балетные пуанты.

Амазонка – женский костюм для верховой езды.

Боа – круглый шарф из меха или перьев.

Мантеле – накидка без рукавов.

Фероньерка – узкая бархатная или атласная ленточка с драгоценным камнем посередине, украшавшая лоб.

Шляпа «шуте» - шляпа с широкими полями, обрамляющими лицо, декорированная кружевом, цветами, лентами и перьями. 

Мода конца XIX века

конец 19 в.jpgВ индустрии моды начинает развиваться массовое производство одежды. Подгонка платья по фигуре уступает место стандартам. Выпускаются журналы мод, рисунки для которых создают знаменитые художники, тексты сочиняют талантливые писатели и поэты. Моду возвышают, ей поклоняются и фанатично следуют.

Во Франции создаются первые дома моделей прославленных мастеров моды, устраиваются периодические выставки на манекенах и демонстрации нарядов на манекенщицах.

В распространении моды огромную роль играет театр. Популярные актёры задают тон моде, им подражают во всём – в одежде, речи и движениях. Модными идеями захвачена вся Европа. Рождаются новые направления, образы, меняются силуэты и объёмы. В женском костюме исчезает «кринолиновый» стиль и появляется турнюр – неповторимое предложение моды, равного которому по экстравагантности и необычности не существовало. Многие современники находили его нелепым, считая, что он уродует женский силуэт. Но капризная мода стояла на своём. Турнюр прочно завоевал сердца модниц, любящих неожиданные решения. Появляются новые формы платьев. Корсеты высоко поднимают грудь, тонко стягивая талию, что создаёт эффект прогнутой спины. Платья состоят из облегающего лифа с длинными рукавами, прямой длинной юбки с драпированными или заложенными бантовыми складками полотнищем на спине – треном. Трен драпируется на турнюре, скрепляясь тесьмой. Поверх основной юбки по краю лифа пришивалась верхняя юбка с причудливыми драпировками, искусством которых владели немногие модистки. Верхняя юбка богато украшалась плиссировкой, кружевом, тесьмой, кантами и вышивкой. На такие платья требовалось очень много ткани и отделочного материала.

Причёски того времени были высокие, с завитыми локонами, собранными на затылке. Шляпки со временем становятся всё меньше, приобретая вид наколок, украшенных цветами, перьями и чучелами птичек. Популярны зонтики, закрывающие лицо от солнечных лучей. Дополнением к костюму служили расшитые бисером сумочки, богато декорированные перчатки из тончайшей лайки и шёлка, а также лорнеты, муфточки, и, разумеется, ювелирные украшения.

Турнюр – принадлежность женского платья в виде подушечки, подкладывавшейся под платье сзади ниже талии для придания фигуре пышности.

Трен – складки, заложенные на юбке ниже талии.

Матине – утренняя полудлинная одежда.

Колан – очень узкое внизу платье. Продержалось в моде недолго, так как было очень неудобным, стесняющим движения. Канотье – соломенная шляпка с низкой тульей, заимствованная из мужской моды.

Иллюзион – тюлевая бальная накидка.

Галун – нашивка из золотой или серебряной тесьмы.

АВИМ_ОФ_628(2).jpg АВИМ_ОФ_6791(24).jpg



Гапонова И.С. научный сотрудник отдела "Почтовая станция"