Заведующая отделом "Почтовая станция" Клёсова Н.В.
Роль игрушки в воспитании детей в XIX - начале XX в

Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями.
Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.
Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска. Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушится на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко. На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность.
Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо. Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.
Раскраска велась в строгой последовательности:
• волосы;
• глаза и брови;
- рот и щеки;
• головной убор;
• орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги. Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. То, что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Наделенная магической силой безликая кукла становится заступницей и помощницей в делах. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Изготовляли их без ножниц, иголок.
Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, устным народным творчеством. Игровая народная кукла изготавливалась для маленьких детей. Делали их только из природных материалов. 

Мочальный конь – это игровая кукла для мальчиков. Также использовали маленькие лоскутные Кувадки первоначально помещались в люльку, чтобы отвлекать от малыша злые силы. Заодно ребенок учился фокусировать взгляд на ярких предметах, учиться хватать их ручками, играть с символическими подобиями человечков.
Став постарше, дети сами учились делать игрушки, осваивая ремесла и приобретая полезные навыки. Считалось, что девочки, не умеющие сделать красивую куклу — безнадежные неумехи, которую и сватать никто не станет. Для демонстрации своих талантов девушка на выданье делала куклу Славутницу — красиво одетую, нарядную, которую показывали сватам и гостям на свадьбе.
