Вернуться назад

Возрождение казачества в Аксае: от истоков до наших дней

«История России сделана казаками.
Народ казаками желает быть»
Л.Н. Толстой

В.П. Водолацкий и В.Д. ГладченкоЧеловечеству свойственно тянуться к своим корням, знать, изучать свою историю, гордиться этим и жить в соответствии с устоями своих предков. По этой причине в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в эпоху советской Перестройки, когда многие сферы жизни в стране стали разрешёнными и «открытыми», в стране стали возникать движения по возрождению казачества, которые привели к созыву первого учредительного Большого круга казаков нашей страны. Это Круг, прошедший в Москве 30 июня 1990 года и избравший первого атамана Союза казаков – Александра Гавриловича Мартынова, принял обращение к казакам, в котором, в частности, говорилось: «…У нас есть потребность сохранить то лучшее, чем жили наши предки. У нас есть казачий дух, неповторимая, единственная в своём роде культура, которые возродят нас. Братья казаки! Призываем вас создавать свои круги в областях, краях, городах, станицах, хуторах. Объединяйтесь с уже образованными кругами. Воссоздавайте казачьи духовные ценности – в своих станицах и хуторах, восстанавливайте заново храмы во всей их красоте… Воспитывайте своих детей, внуков в добрых традициях казачества, уважения к старине, любви к родной земле, к труду, к нравственной чистоте семьи, верной службе и служению Отечеству. Призываем вас ограждать эти ценности от разрушительного влияния массовой «культуры» (как это актуально и сейчас… - Д.А.). Возрождайте песенные традиции казачества, запечатлевшие военную историю, нравы и быт казаков. Возрождайте традиционную казачью одежду, промыслы и ремёсла. Казачество всегда было наиболее организованной частью народа, за века своей многотрудной жизни выработавшей демократические формы самоуправления…»[1] Не стал исключением и наш город Аксай, да и Аксайский район в целом. Возрождение казачества у нас началось в конце 1980-х гг., а пик возрождения пришёлся на 1990 год, с отправной точкой – общим собранием всех, кто причислял себя к казакам или их потомкам, а также всех небезразличных людей, на музейном комплексе «Таможенная застава» в пос. Берданосовка города Аксая, наметившим план возрождения казачества в городе и районе. «Правление станичного казачьего круга объявляет об открытии Большого станичного Круга казаков гор. Аксая в кинотеатре «Родина» 13 октября в субботу, в 11.00 час. Просьба всем – казакам и старожилам станицы, кому небезразлична судьба Дона, прибыть на Круг для выборов станичного атамана. Правление. 3 октября 1990 года» - так гласил выработанный на этом собрании призыв к горожанам, опубликованный в районной газете «Победа».

Так 13 октября 1990 года состоялся первый учредительный Большой Круг казаков города Аксая. Первым атаманом станицы Аксайской в возрождённом казачестве из пяти предложенных кандидатур был избран Вячеслав Васильевич Резанов, бывший одновременно и при должности Председателя исполнительного комитета Аксайского городского Совета народных депутатов (Аксайского горисполкома).

Спустя чуть более месяца - 21 ноября 1990 года - исполком Аксайского районного Совета народных депутатов зарегистрировал Устав казачьего круга станицы Аксайской. В нём были определены основные цели и задачи: «возрождение историко-культурных традиций казачества, его обычаев, прежде всего тех, которые составляют предмет гордости жителей Дона, служат сегодня предметом высокого понимания долга перед Отечеством». «Президиум районного Совета народных депутатов считает необходимым всемерно поддерживать проявление патриотического чувства казаков, способствовать их стремлению в социально-экономическом и духовном развитии района» - говорилось в Решении данного Президиума [2]. В казачьих обществах стали формироваться правления со своим «штатным расписанием», стали набираться казаки на вновь создаваемые должности. Закипела работа.

3.10.1990, Музейный комплекс Таможенная застава, первый казачий КругСледует заметить, что с самого начала и по сей день казачьи общества стали общественными некоммерческими организациями, созданными по доброй воле казаков, служащие для развития и укрепления донской земли на патриотических началах по старинному казачьему девизу «За Веру, Дон и Отечество!», практически безо всякого финансирования, без зарплат, на чистом энтузиазме. Однако тучи не только рассеивались, но и сгущались над казачеством, что, собственно говоря, и продолжается до сих пор. Так, 25 октября 1992 года «при помощи» городских властей, а также при помощи негородских жителей района в целях дестабилизации и без того шаткой казачьей формирующийся структуры и продвижения своих инициатив, была незаконно создана вторая «станица Аксайская» во главе со своим «атаманом» Тимофеем Ивановичем Степанченко, однако в дальнейшем это удалось ликвидировать, и она вошла в основной состав станицы.

С момента становления казачества казаки сразу влились в общественную жизнь, стали искать способы решения различного рода проблем, стоящих перед казачеством и обществом в целом, и решать их по мере возможности. В казачьих обществах, как уже отмечалось, стали создаваться необходимые должности – составы соответствующих правлений. В марте 1992 года было сформировано станичное правление, куда вошли, помимо уже известного избранного атамана станицы Аксайской В.В. Резанова, казаки Пастухов А.А., Пастухов А.В., Капустин И.А., Рыбалкин П.А., Гладченко В.Д., Гладченко А.Д., Скляров Д.А., Полещук Н.В., Балкунов В.И. На путь возрождения вышли многие потомки казачьих родов, в частности: Грековы, Поповы, Мухины, Балкуновы, Поляковы, Планидины, Баландины, Фетисовы, Зацепины, Должиковы и многие другие. Численность казаков станицы Аксайской достигла примерно 2000 человек. С самого начала возрождения казачества (а вернее, с уверенностью можно сказать, при его непосредственном участии оно и «началось») – с 13 октября 1990 года – видное место в казачьей жизни станицы и юрта (казачьи наименования города и района соответственно) занял и тогдашний директор нашего музея Владимир Дмитриевич Гладченко, пожалованный казачьим чином «сотник» и должностью начальника отдела культуры. При его непосредственном участии и с его энтузиазмом казачье движение в городе и районе набирало силу и духовно укреплялось. Будучи профессиональным и выдающимся историком и фанатом своих дел, он, развивший наш аксайский музей до того состояния, в котором он находится и поныне, стал просвещать и казаков по вопросам истории казачества, города и района. Закономерным следствием этого неутомимого и масштабного дела стало включение Владимира Дмитриевича в состав правления уже Аксайского юрта с должностью заместителя атамана Аксайского юрта по вопросам истории казачества. К этому времени В.Д. Гладченко - уже войсковой старшина (как и нынешний юртовой атаман Сергей Иванович Марков). С этими регалиями и огромным уважением как со стороны казаков, так и со стороны остального городского населения Владимир Дмитриевич оставался до своей кончины 17 ноября 2008 года, встрепетнувшей как казаков, так и остальных горожан.

Стоит также выделить ветеранов казачьего возрождения: Петра Андреевича Рыбалкина, ветерана Великой Отечественной войны, научного сотрудника нашего музея с 2000 по 2005 годы, искренне верившего в возрождение казачества, Ивана Александровича Капустина (ныне – атамана Черкасского округа ВКО «ВВД», куда входит и Аксайский юрт), Юрия Васильевича Жульева, отца и сына Поляковых, Евгения Петровича Абашина, Алексея Ивановича Кислякова, Михаила Павловича Солдатенко, Николая Викторовича Леденёва, Александра Ивановича Давыденко (ныне – начальника штаба ст. Аксайской), Александра Максимовича Горяева, казачку Нонну Ивановну Кулиш, казначея и верную помощницу во всех делах станицы Аксайской и Аксайского юрта, которой двоюродным дядей приходился наш известный станичник, лётчик Николай Дмитриевич Гулаев, дважды Герой Советского Союза; и многих других казаков, большинство из которых служит в казачестве до сих пор, но многих уже нет с нами…

Несколько лет, начиная с 1992 года, в городе издавалась казачья газета «Родимый край». Также с начала 1990-х гг. действовала казачья конюшня и детская спортивная школа города Аксая, для нужд которых в помощь казакам предпринимателями района были закуплены 10 лошадей. На этих лошадях несли службу по охране общественного порядка казаки-станичники Абашин Е.П., Поляков В.П., Горяев А.М., Давыденко А.И. (и по сей день активные казаки станицы Аксайской).

Районными властями было выделено 2672 га земли для производства сельхозпродукции и строительства новых казачьих поселений, было создано 14 сельскохозяйственных общин и казачьих производственных кооперативов, организационно входивших в пользование казачьих обществ. Например, станица Аксайская располагала около 40 га земли, расположенных в районе станицы Грушевской.

<>В те непростые дни резко обострились все насущные и социальные проблемы. Естественно, волновали эти проблемы и казаков. Например, в обращении на имя Председателя Аксайского районного Совета народных депутатов В. И. Рецова, принятого на Малом круге Союза казаков Аксайской станицы 22 мая 1991 года, в частности, говорилось: «…За последнее время в Аксае резко увеличивается количество жителей, прибывающих из Кавказских республик. Они едут на Дон со своими традициями, обычаями, взглядами, способностями к добыванию средств существования, которые непонятны местному населению и вызывают соответствующую реакцию. …Поэтому Союз казаков станицы Аксайской Области войска Донского обращается к вам с просьбой поддержать исполком Аксайского городского Совета в их действии по ограничению прописки в Аксае, за исключением восстановления семей и прибывших молодых специалистов на предприятия и учебные заведения». Как мы видим - эти проблемы актуальны и в настоящее время.

В 1992 году в связи со сложной обстановкой на Юге России казаки организовали таможенные посты в помощь правоохранительным органам для воспрепятствования проникновению на территорию России оружия и боеприпасов по федеральной трассе Москва-Баку, проходящей по территории Аксайского района. Также казаки принимали под охрану объекты жизнеобеспечения района, оказывали и оказывают помощь милиции (сейчас уже – полиции) в борьбе с организованной преступностью, участвуют в мероприятиях про противодействию распространению наркотиков вместе с районным отделением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Была сформирована добровольная казачья дружина, которая взяла на себя обязанности по охране общественного порядка в городе и районе путём патрулирования, казаки сопровождали электропоезда, перевозившие пассажиров на территории на территории Ростовской области. Существует эта дружина и поныне в виде правопреемницы - Муниципальной казачьей дружины – МКД, вновь созданной в 2000 году, где казаки состоят на государственной службе и получают заработную плату.

Казаки исстари в подавляющем большинстве своём были верующими православными христианами. За своё ревностное отношение к Православной Вере и способностью до последней капли крови её защищать казаков называли воинами Христовыми. Не забыли про это и казаки возрождённого казачества. Так, они участвовали и участвуют в восстановлении многих святынь, в частности, нашего городского Свято-Успенского храма постройки 1825 года, имеющего статус юртового казачьего храма. После долгих варварских лет большевисткого надругательства он, обезображенный, как и десятки тысяч других храмов по всей стране, но выживший, открыл свои двери на своё первое праздничное богослужение в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1994 года. И хотя до сих пор он до конца не восстановлен, вновь звенят колокола и золотятся главки куполов прекрасной церкви на «Аксайских горах», и вновь сюда приходят помолиться и горожане, и казаки, которые приняли правило при ежегодном строевом смотре и шествии по городу ко Дню Победы заходить строем в храм на благословение священника и на молитву. Также при помощи казаков восстанавливается церковь Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Малый Мишкин, где в усыпальнице до перенесения в новую столицу казачества – Новочеркасск - покоились останки нашего Войскового Атамана, героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова; восстанавливаются другие храмы. Постоянно, с начала 1990-х, приводится в порядок старое городское кладбище. Участвовали казаки и в развитии нашего музея, в создании его музейных комплексов. К слову сказать, наш музей имеет статус казачьего музея Аксайского юрта.

Принялись казаки и за другие святыни. Спустя несколько лет, к середине 1990-х, была очищена территория урочища Каплицы под станицей Старочеркасской, а с 1992 года там была возрождена практика проведения панихиды по всех умершим и убиенным казакам («Проводить ежегодную Войсковую панихиду на Монастырском урочище Аксайского района в субботу, предшествующую празднику Покрова Пресвятой Богородицы» - так гласил приказ Войскового атамана Всевеликого войска Донского), которая проходила там примерно с 1646-1648 гг. почти с самого основания Монастырского городка (Каплицы), а каждый год в субботу сырной седмицы перед Великим постом казаки совершали крестный ход на Монастырское урочище и на могилах своих героев служили панихиду. Каждый год, 270 лет подряд, в любую погоду, казаки ходили сюда крестным ходом 7 километров от Старочеркасской, а позднее крестные ходы стекались на Монастырское урочище из Аксайской, Ольгинской и всех ближайших станиц и хуторов. Последний крестный ход состоялся в 1919 году. Ныне практика прохождения крестных ходов возрождена, в них принимают участие и казаки станицы Аксайской.

По ходатайству казаков Постановлением Губернатора Ростовской области от 21 августа 1998 года праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября – главный праздник донского казачества – был введён в реестр ежегодных культурно-массовых мероприятий областного значения, а позднее - Постановлением № 281 от 20.06.2001 года именно по инициативе казаков станицы Аксайской был установлен ежегодный день памяти – День казачьей славы, всегда проходящий на Каплице в субботу, предшествующую Покрову Пресвятой Богородицы. К 2005 году там была восстановлена и освящена часовня, построенная в 1867 году в память погибших казаков во время Азовского осадного сидения 1637-1641 гг., разрушенная в годы лихолетий XX века. Освятил часовню тогдашний правящий архиерей - архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, всегда добродушно относившимся к казачеству.

С 1990-х гг. казаки также стали участвовать в политической жизни города и района, выдвигались кандидатами в органы местного самоуправления, в Законодательное собрание Ростовской области, Государственную Думу. Депутатами городского и районного собрания депутатов избирались казаки В.Н. Долгов, М. П. Солдатенко, Атаман Аксайского юрта С.И. Марков и другие. В начале 1990-х Главой Аксайского района был избран атаман станицы Аксайской В.В. Резанов, Главой города Аксая – И.А. Капустин, следующий атаман станицы после В.В. Резанова. Происходил процесс «оказачивания» политической жизни: например, главами сельских администраций стали казаки К.В. Гуров и С.П. Бузинов. Стоит также заметить, что бывший Войсковой атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий также избирался и ныне является депутатом Государственной Думы Российской Федерации.

Стали укрепляться связи с Вооружёнными силами РФ, пограничными войсками, противопожарной службой; молодые казаки стали призываться на воинскую службу в казачьи формирования российской армии. В 1995 году, во время чеченской кампании, казаки М.П. Солдатенко, В.А. Гареев, В.Н. Гончаров, А.А. Евдокимов, П.С. Косов лично принимали участии в освобождении из чеченского плена наших военнослужащих. Удалось спасти 48 человек.

Серьёзной и одновременной противоречивой датой, приведшей к расколу казачества по всей стране, стал 1995 год, когда Указом Президента России Бориса Ельцина был создан Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Спустя 2 года были утверждены Уставы Войсковых казачьих обществ России. Был утверждён и Устав ВКО «Всевеликое войско Донское», казаки города и района приняли активное участие в создании и формировании подгосударственной структуры. Это и положило начало расколу, когда часть казаков отказалась вступать под государево крыло. Так и до нынешних дней сохраняется эта нелицеприятная раздробленность в лице реестрового казачества и различных общественных казачьих объединений со своими атаманами, своими «республиками», своей структурой, своими задачами и т. д., негативно влияющая на облик казачества в целом.

В стране продолжалось и продолжается сложное время формирования новой России, и до дел казачьих со стороны властей руки далеко не всегда доходили, казачьи интересы и требования игнорировались. Например, в марте 1996 года Главе администрации Аксайского района – уже Виталию Ивановичу Борзенко, ныне – почётному атаману Аксайского юрта, казачьему полковнику, казаку станицы Аксайской с 6 сентября 1994 года, - пришло отчаянное письмо с расширенного Совета атаманов Аксайского юрта с просьбой о помощи в реализации подписанных Президентом России Борисом Ельциным Указов и прочих документов, касающихся возрождения казачества, реализации которых-то и не было видно. В частности, атаманы станиц и хуторов просили Главу: «Первое. Незамедлительно ввести должности общественных замов глав администраций и председателей законодательных органов по делам казачества на всех уровнях. Второе. Предоставить право казакам их правлений делегировать и отзывать лиц, занимающих эти должности. Третье. Подчинять этим лицам управления, отелы, комитеты по делам казачества»[3]… Однако эти и множество других нерешённых проблем сохранились и до наших дней.

В настоящее время атаманом казачьего общества «Станица Аксайская» является наш станичник, также стоявший у истоков возрождения казачества - подъесаул Владимир Васильевич Кабаргин, избранный атаманствовать в 2001 году и далее переизбиравшийся казаками; заместитель атамана – войсковой старшина Владимир Порфирьевич Кривенко, начальник штаба – подъесаул Александр Иванович Давыденко, другие лица правления. В состав станицы входят два хутора – «Кобяково городище» и «Водники», атаманами которых также являются казаки - ветераны возрождения (соответственно подъесаул Михаил Павлович Солдатенко и вахмистр Виктор Дмитриевич Константинов). Количество казаков станицы – более 200 (с членами семей – в районе 500 человек). Станичное правление заседает в здании юртового Правления, расположенном на старинной центральной улице Аксая – Гулаева (до революции – Доломановской), имеет своё штатное расписание, свои должности, свою жизнь. Члены казачьего общества участвуют во всех казачьих мероприятиях, в общественно-политической жизни города и района, проводят спортивные соревнования среди казачьей молодёжи - к примеру, в юрте действует комплекс духовно-спортивной подготовки «Казачий Спас», другие объединения и структуры, проходят казачьи спортивные соревнования (шермиции) на Каплице. Казаки стараются следовать своему лозунгу – «служу Вере, Дону и Отечеству!», продолжают свой нелёгкий путь возрождения на своей родной земле – «на вольном, тихом Дону», снова повторяя, как встарь: «Слава Богу, что мы – казаки!».

9 Мая 1991 г., шествие к пл. Героев
9 Мая 1991 г., шествие к пл. Героев

9 Мая 1996, шествие по пл. Героев
9 Мая 1996, шествие по пл. Героев

Аксайские казаки на музейном комплексе Почтовая станция, 1993
Аксайские казаки на музейном комплексе Почтовая станция, 1993

Каплица, 1991
Каплица, 1991

Музейный комплекс Почтовая станция, открытие памятника Матвею Платову, 24.09.1995
Музейный комплекс Почтовая станция, открытие памятника Матвею Платову, 24.09.1995

Музейный комплекс Таможенная застава, казачий Круг, сентябрь 1995 г.
Музейный комплекс Таможенная застава, казачий Круг, сентябрь 1995 г.

Первый атаман станицы Аксайской - Резанов Вячеслав Васильевич
Первый атаман станицы Аксайской - Резанов Вячеслав Васильевич


[1] Капустин И.А., Должиков В., Гладченко В.Д. Соберёмся мы во станичный круг // Победа. – 1990. – 6 сентября

[2] РСФСР. Аксайский районный Совет народных депутатов Ростовской области. Президиум. Решение: - Аксай, 29 мая 1991 г.

[3] Литвинова Г. Казаки берут власть// Победа. – 1996. – 25 апреля


Научный сотрудник Арчибасов Д.О.