Коллекция

Фибулы в коллекции Аксайского музея
01.04.2019
Фибула – металлическая застежка для одежды, одно из наиболее распространенных украшений у племен и народов, населявших Европу в античное время. Всё время своего су-ществования фибулы постоянно меняли форму и стиль, и поэтому являются надежным дати-рующим материалом, позволяющим установить время того или иного исторического явления. Кроме того, изучая фибулы, археологи могут проследить торговые и культурные связи между народами. Не удивительно, что эта категория находок привлекала внимание различных иссле-дователей с конца  ХIХ века. В течение десятилетий к изучению и систематизации фибул об-ращались такие блестящие ученые как М.И. Ростовцев, П. Д. Рау, К. Ф. Смирнов, Н. В. Ан-фимов, Т.Н. Книпович, Д.Б. Шелов, Т.М. Арсеньева, В.М. Косяненко и др. Опираясь на огромный материал, полученный в ходе раскопок различных памятников и на работы своих коллег, в 1966 году А.К. Амброз в серии «Свод археологических источников» публикует свой труд «Фибулы юга Европейской части СССР (II в. до н. э. – IV в. н. э.). И по сей день это наиболее полное и детальное исследование в области изучения фибул. В начале своей работы А.К. Амброз даёт подробное описание конструкции фибулы и описывает процесс их изготов-ления. Функционально главная часть любой фибулы – игла, которая практически одинакова у всех фибул. Варьировали лишь остальные части фибулы: корпус, приемник, пружинное устройство. (Рис. 1). Назначение пружинного устройства – более плотно застёгивать фибулу. Различаются собственно пружина и шарнир. Пружины бывают односторонними и двусторон-ними (билатеральными). Длина пружины – черта чисто декоративная.  В процессе развития фибул длинная и короткая пружины постоянно сменялись. Фибулы, пружина и корпус кото-рых сделаны из одного куска металла, называются одночленными, если же пружина изготов-лена из отдельного куска проволоки, фибулы именуются двучленными. В некоторых пружинах расположен стерженёк-ось. У двучленных фибул эта вспомогательная деталь скрепляет пружину с корпусом, у одночленных она оставалась после изготовления пружины (на неё навивали проволоку) или в длинной пружине ось вставлялась для жёсткости. Сделать у одно-членной фибулы верхнюю или нижнюю тетиву, мастер решал произвольно. У двучленных фибул пружину обязательно приходилось закреплять неподвижно, иначе она стала бы сво-бодно вращаться на оси, и фибулу невозможно было бы застегнуть. Имелось два способа за-крепить пружину. Если  мастер хотел сделать пружину с передней тетивой, он должен был закрепить тетиву специальным крючком или выступом на головке. Второй способ закрепить тетиву, пропустив её под шейкой фибулы, был гораздо проще. По форме выделяются не-сколько вариантов пружин: простая длинная, простая короткая, с декоративно удлинёнными концами (надставленная). Корпус фибулы может быть очень разнообразным, в зависимости от формы корпуса выделяются дужковые фибулы и фибулы-броши. При изучении и классифи-кации фибул исследователи учитывают ширину корпуса, степень его изогнутости, сечение, декор, одним словом, всю сумму признаков. Корпус может быть украшен гравировкой, фасет-ками, рельефным узором, в том числе «гребнями», «бусинами», Задний конец корпуса назы-вается ножкой, на ножке находится пластинчатый приемник, назначение которого – прикры-вать острый конец иглы у застёгнутой фибулы. Фибулы изготавливали из различных металлов и сплавов: серебра, железа, бронзы, латуни. Различной была и технология производства. Одни фибулы изготавливали из волочёной проволоки с применением ковки, другие – отливали в формах.
Неверно было бы думать, что изменение формы и декора фибул не подчинялись ника-ким закономерностям и зависели только от случайной прихоти того или иного мастера. Руку мастера направляли два побудителя: вкусы и запросы заказчика (потребителя), подчинявшиеся вкусам эпохи, и глубокая традиционность древнего ремесла. При детальном анализе фибул хорошо заметно, что местное производство нередко начиналось с копирования какого-нибудь приносного образца, причём естественно появлялись некоторые отклонения от оригинала, со временем они накапливались и сами создавали новую традицию: возникала местная серия фибул. Иногда мастер, работая в своей технике, не мог точно скопировать сложный незнако-мый оригинал, и тогда он, тщательно сохранив облик оригинала, менял его конструкцию. Если новая конструкция оказывалась удачной, она завоёвывала широкое признание. Так, например, возникли подвязные фибулы на основе подражания роскошным среднелатенским фибулам. Ошибочно думать, что развитие фибул всегда шло от простого к сложному. В век иму-щественного неравенства богатые украшения знати вызывали иногда серию дешёвых подра-жаний, и постепенно возникал новый тип фибул, так, к примеру, сформировались двупла-стинчатые фибулы. Наконец, мастера заимствовали отдельные популярные технические и де-коративные приёмы, это облегчалось и тем, что один и тот же мастер мог делать фибулы раз-ных типов. Так объясняется появление фибул, соединяющих некоторые черты разных серий. В эпоху античности фибулы носили на одежде справа, слева и по центру, по-видимому, в за-висимости от покроя. Носили их все, независимо от пола и возраста. Но фибулы использовали не только в утилитарных целях, скрепляя ими одежду. В представлении древних народов фи-була была мощным оберегом, защищала того, кто её носит, от порчи и сглаза. А если на её иглу нанизывали амулеты (кольца, подвески), то обережные свойства фибулы многократно уве-личивались. Отголоски этих представлений до сих пор можно увидеть в современных суеве-риях, связанных с английскими булавками.
В Аксайском музее хранится несколько десятков фибул, найденных в сарматских по-гребениях из различных курганных могильников и на Кобяковом городище. Фибулы  Кобякова  городища были систематизированы и подробно изучены В.М. Косяненко, в её работах «Бронзовые фибулы из некрополя Кобякова городища» (СА, № 2, 1987 г.) и «Некрополь Ко-бякова городища» («Донские древности», выпуск 9, 2008 г.). По наблюдениям В. М. Косянен-ко, в некрополе Кобякова городища фибулы встречались в больших количествах, нередко в погребении могло находиться несколько экземпляров. Наибольшее количество фибул и мно-гообразие форм приходится на I – II вв. н.э., время расцвета поселения и его наибольшего за-селения.

КП 17911/60 серебряная фибула (ДМ)