Коллекция

Античные бусы в коллекции АВИМ
08.10.2021
В этой заметке хотелось бы рассказать об экспонатах, которые в обычной музейной экспозиции посетитель может просто не заметить. Потому что предметы эти маленькие. Очень маленькие. Речь пойдёт о бусах. В  археологических коллекциях многих музеев бусы – одна из самых многочисленных категорий экспонатов. Конечно, лишь небольшая часть их попадает в витрины выставок и экспозиций. Но и там посетитель в лучшем случае может их рассмотреть, узнать, из чего они сделаны. А ведь каждая бусина – результат труда умелого ремесленника, для создания её применяли сложные технологии, нередко маленькая бусина – настоящий путешественник и может рассказать о торговых путях и дальних странах. Бусами человек начал украшать себя со времён каменного века. В коллекции Аксайского музея есть бусы эпохи неолита, бронзового века, раннего средневековья. Но самая многочисленная группа бус относится к раннему железному веку, к тому времени, когда в низовья Дона пришли первые греческие колонисты. И древние греки, и окружавшие их варвары любили бусы и делали их из самых разных материалов – из ракушки, глины, кости, бронзы, различных камней. Но самые многочисленные – стеклянные бусы.
Стекло во многом превосходит большинство других материалов, приме-нявшихся для изготовления украшений. Доступность сырья, податливость в обработке, безграничные возможности комбинаций, широкий цветовой диапазон – всё это объясняет широкое использование стекла в производстве массовых красивых, но недорогих изделий. Первоначально стекло использовали как заменитель дорогих камней, но довольно быстро этот материал занял свою обширную нишу в производстве украшений. За многие века изготовление стеклянных бус накопило огромный опыт, а античная эпоха довела его до совершенства. Многочисленные анализы античных стёкол свидетельствуют о большом разнообразии составлявших их элементов. Из красителей  наиболее популярна была медь. В восстановительной среде закись меди придавала стеклу красный и оранжевый цвета. В окислительной среде в зависимости от длительности процесса обработки с помощью окиси меди получали стекло зелёного, синего, бирюзового и голубого цветов. Синей окраски добивались также, применяя кобальт. Окись марганца окрашивала стекло в фиолетовый цвет, закись марганца придавала ему слабый розовато-жёлтый оттенок. С помощью окиси железа получали желтоватый цвет, с помощью закиси железа -  зелёный. Жёлтую окраску стеклу придавал и сурьмянокислый свинец. Свинец способствовал также усилению блеска стекла. Окись сурьмы, мышьяка, олова, фосфорные соединения и закись меди глушили стекло, делая его непрозрачным.
Одноцветные стеклянные бусы различаются формой, техникой выделки, размером, цветом и качеством стекла. (рис. 1) Известны бусы, сделанные в форме. В одних формах бусы располагались непрерывной цепью, которая после извлечения из формы рассекалась на отдельные экземпляры. Для бус, изготовленных таким образом, характерны закраинки вокруг отверстий. Если извлечённая из формы цепь рассекалась, будучи размягчённой, закраинки получались мягкими. Если рассекалась застывшая цепочка, края закраинок становились рваными и редко потом заглаживались. Отверстия в таких бусах делались длинным стержнем, пронизывавшим насквозь всю цепочку. Существовали и формы для отливки не связанных в единую цепь бус. При этом способе изготовления отверстие на каждую бусину наносилось индивидуально, причём входное отверстие получалось всегда шире выходного. Закраинки для таких бус не характерны.(рис.2)
Многие бусы являются отрезками стеклянных тянутых трубочек, которые рассекали на отрезки нужной длины, получая цилиндрики. Эти цилиндрики использовали в качестве бус, либо не подвергая их дальнейшей обработке, либо придавая им нужные очертания с помощью формовочных щипцов. Ядра таких бус всегда имеют продольную структуру.
Встречаются бусины, скрученные из тонкой пластинки - отрезка широкой тянутой стеклянной ленты, а также бусы, свитые из длинного жгутика. Жгут навивался на керамическую или металлическую основу. Для таких бус характерны спиралевидные закраинки.
Иногда бусы могли формироваться от руки из размягчённой стеклянной капли.
Все технологические приёмы, применявшиеся при изготовлении одно-цветных стеклянных бус, использовались и при создании ядра многоцветных бус. Многоцветные (или полихромные) бусы отличаются необыкновенным раз-нообразием. (рис.3) Среди них встречаются бусы самого разного размера и формы, при их изготовлении использовали приёмы разной степени сложности. Довольно простым было изготовление бус с продольно-полосатым или поперечно-полосатым орнаментом. Такие бусы изготавливали либо из отрезков спаянных разноцветных стеклянных пластин, обжатых формовочными щипцами, либо на одноцветное ядро бусины накладывали тонкие нити стекла другого цвета. Если же нить другого цвета наносили на ядро по спирали, получался спиралевидный орнамент. Существовал и более сложный способ изготовления бус со спиралевидным орнаментом, при котором бусы скручивались из отрезков лент, заранее спаянных из нескольких разноцветных стеклянных нитей.
Широко распространёнными были также бусы с фестонообразными или перистыми орнаментами. Для их изготовления на размягчённое ядро одноцвет-ного стекла спирально навивалась орнаментирующая нить, а затем заострённым стержнем витки нити смещались в одном или в противоположных направлениях.
Пожалуй, самыми многочисленными среди полихромных бус являются глазчатые бусы. (рис. 4) «Глазками» украшали главным образом округлые и бочковидные, реже – цилиндрические бусины. В техническом отношении «глазки» многообразны: известны простые накладные, слоистые накладные, спаянно-накладные, сложноспаянные и различные комбинированные. Изготовление таких бус требовало высокой классификации стеклодела и узкой специализации его как ювелира. Только развитое стеклоделие позволяло создавать сложные глазчатые орнаменты, исполнение которых требовало не только большой аккуратности, но и знания разнообразных особенностей применяемого стекла, а каждый краситель сообщал стеклу свои свойства.
Своеобразную в технологическом отношении группу среди стеклянных бус составляют бусы с металлической прокладкой. (Рис.5) В них тонкий слой металла помещался меду двумя слоями прозрачного стекла, обычно бесцветного, реже – светло-жёлтого. Для изготовления таких бус на тянутую стеклянную трубочку или заготовку нужной формы наносили кусочек золотой или серебряной фольги. Это соединение стекла и металла подогревалось и затем покрывалось тонким защитным слоем прозрачного стекла – кантарелью. Перед нанесением кантарели в отверстия бус вводилась тонкая проволочка во избежание заплывания канала.
Обычно бусы и подвески соединяли в ожерелья или браслеты, низки могли быть длинными и короткими, по-видимому, это зависело от покроя одежды. Крупные бусины могли выполнять роль пуговиц. Мелкими бусами и бисером расшивали головные уборы, пояса, края рукавов, подол платья или края шаровар. Некоторые бусины украшали различные проволочные украшения. (рис. 6) Очень крупные бусины служили украшением рукоятей мечей и кинжалов.
Среди всего разнообразия бус, служивших украшением, можно выделить бусы, выполнявшие также функцию оберега. Прежде всего, это различные глазчатые бусы; пронизи, изображающие жуков-скарабеев, выполненные в подражание пронизям из египетского фаянса, бусины с изображением человеческих лиц. Одна из таких бусин есть и в коллекции АВИМ. Бусина округлой формы, изготовлена из глухого белого стекла, в центральной части охвачена широкой орнаментальной полосой. Полоса, спаянная из нескольких стеклянных пластинок, была припаяна к бусине и обжата формовочными щипцами.  В орнаментальном поясе квадратики из глухого голубого стекла с изображением человеческих лиц разделены двумя красными и зелёной вертикальными полосами. Изображения лиц сделаны из белого стекла, контуры причёски, бровей, глаз и носа обведены лиловым, изображение рта - красным. Все фрагменты орнамента разделены тонкими вертикальными швами, квадратики, составляющие орнамент, несколько смещены относительно друг друга. (рис. 7)
Путь маленьких бусин, найденных древних погребениях в донских степях, был долгим. Первые бусы привозили в греческие города-колонии из далёких метрополий Средиземноморья, но так как спрос на них был высоким, то вскоре колонии наладили своё производство этих украшений. Следы древних мастерских найдены во многих греческих городах Северного Причерноморья, в том числе и в Танаисе. Продавали бусы на вес или с помощью клеймёных мерных стаканчиков. Пролежав долгие столетия в земле, бусы покрыты патиной и выглядят зачастую не слишком привлекательно. Но, побывав в умелых руках реставраторов, античные бусы украсят витрину любого музея, и, несомненно, привлекут к себе внимание заинтересованного посетителя.