Коллекция

История Аксайской средней школы №4
30.11.2020
В Аксае в период с 1917 -1970  было 7 школ. Но каждая школа отличалась своей изюминкой. Не в каждой школе была раздевалка,  лечебная физкультура для детей, проходил обмен опытом и.т.д.  Если вы догадались,  то речь сегодня пойдет о  Аксайской средней школы №4,  которую строили болгарские специалисты.
     В 1973 году в нашем городе начинается долгожданное строительство средней школы № 4. Директором, которой становится Юрий Михайлович Яценко. Энергия этого человека в сочетании с опытом организации крупных дел сделают своё: в сентябре 1974 г. дети большого городского микрорайона войдут в великолепное 4-х этажное здание и заполняет его до отказа. В школе появится лучшая в районе школьная раздевалка, оборудуется спортивный комплекс, насажен дендрарий, разбиты цветники. В завершении перед школой возникнет красивейший в Аксае бульвар со скульптурой «Дружба»: школу строили болгарские специалисты, их дети будут учиться в школе, завяжется долгая и тёплая дружба с Болгарией. Школа получит имя Советско - болгарской дружбы, гордостью станет музей соответствующего содержания.
    Ю.М. Яценко перенесёт свои заботы на обновление содержания и технологий образовательного процесса: школа станет центром притяжения районного учительства. В её стенах обоснуются районные и областные семинары, здесь будут проходить конференции, встречи делегаций, детские конкурсы... Приёмы, приёмы, приёмы, приучившие и учителей, и детей всегда быть на высоте. Педагогический коллектив школы сложится в основном из учителей города, некоторые учителя АСШ № 1 – АСШ № 2 переходят в этот коллектив.
    Большим делом 70-х было введение в школы города лечебной физкультуры для детей с ослабленным здоровьем. Валентина Прокофьевна работала в клинике ЦГБ при мединституте, завершала обучение в Московском Центральном институте физической культуры и создала отделение лечебной гимнастики в нашей клинике. Часто вместе с врачом Винниковой Мартой Александровной они посещали школы, читали учителями детям лекции, участвовали в углубленных медосмотрах.  В 1974 году Валентина Прокофьевна пришла в районо. Ю.М. Яценко предоставил необходимое помещение, его оборудовали  согласно всем требованиям.  Здесь и стали заниматься дети, освобожденные от общей физкультуры: для всех находились нужные методики.  Со времени условия были созданы и в АСШ №3 школьники города разделились по микрорайонам, но кабинет АСШ №4 так и остался ведущим, опорой областного передового опыта. Сюда приезжали на конференции, на открытые занятия директора школ и главврачи больниц, учителя и начмеды, в том числе иностранцы. В 1971 году в методкабинете появился, наконец, первый методист: по начальным классам. Им стала Галина Петровна Старостенко. Много нового вошло в жизнь школ. Развернулась работа по переходу на кабинетную систему. Это было ох как нелегко при вечном дефиците средств, при недостаточной технической грамотности учителя, но захватило всех. Командовал процессом зам. заведующего облоно Евгений Филиппович Мячин. Первые   кабинеты, которыми район мог похвастаться, появились в АСШ № 1 Б. А. Голотин вместе со своим зам. В.А. Савостиным и самим Т.И. Белоусовым специально ездили в Москву для ознакомления о новейшей кабинетной техникой, опытом её эффективного использования. Столы учителя превратились в подлинные пульты управления: система кнопок заставляла двигаться доски, экраны и шторы, сами собой включались технические средства, появлялось изображение, звучала русская, английская, немецкая речь. Подключались столы учащихся, и начиналась активная познавательная деятельность с приборами и раздаточным материалом.  
    Внедренные в жизнь инновации в педагогической науке и практике позволили улучшить качество образования. Достаточно широкая система школ позволила сделать образование в районе поистине всеобщим и обязательным, многие выпускники школ поступали в ВУЗы, возвращались в район преподавателями, врачами и другими специалистами.  Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.
    Школа оправдала возложенные на неё надежды и стала опорной. Каждый месяц на целую неделю она открывала свои уроки для коллег района, помогая решать сложные педагогические проблемы. На ее базе проводили семинары Ростов и Москва. Ее педагоги по праву становились учителями-методистами, "Заслуженными учителями".
В начале 90-х годов в школе был организован центр военной подготовки, куда со всех школ ходили заниматься ученики.
    А потом Юрий Михайлович Яценко "соблазнил" педколлектив и родительскую общественность на новый, экспериментальный учебный план, по которому намного раньше стали изучаться иностранные языки, естественные науки. По существу закладывался переход на концентрическое образование, ставшее теперь повсеместным.
За тридцать лет существования школы сменились три директора. Яценко Юрий Михайлович только в 1995 году решился оставить любимое детище и уйти на заслуженный отдых. Его место заняла Пивоварова Любовь Анатольевна, которая спустя четыре года и передала управление школой  - Тищенко Татьяне Григорьевне. С 25 декабря 2018 года нашей школой руководит Брюханова Лариса Александровна.
    Школа №4 считается школой социализации и развития личности, у школы есть своя Концепция и Программа развития, сформировалась школьная образовательная система "Бригантина", с палубы которой в свободное плаванье пустились более 3000 выпускников, из них около 120 медалистов.
Автор: Клёсова Н.В.