Металл
Каждую коллекцию можно назвать уникальной, в них собраны: повседневный быт, счастливые моменты, скорбь, слава жителей нашего района, а иногда и страны. Коллекция «Металл» насчитывает 2149 предметов, 1853 единицы приняты в основной фонд. И это, удивительные вещи. От швейной иглы до водолазного шлема.
Каждый день, мы имеем дело с металлом и даже не замечаем этого. Когда завтракаем овсяную кашу, ложкой с цветочным орнаментом или обуваем лакированные ботинки с помощью обувной ложки. Всё это часть жизни, а может будущий предмет коллекции «Металл» АВИМ.
В фондах музея, хранятся предметы довольно широкого временного диапазона. Относительно «молодой» предмет, не может гарантировать его отличную сохранность. Всё зависит от источника поступления, с каким теплом, а может быть любовью, хранил в своей частной коллекции рядовой гражданин. Либо добрый ребёнок, подросток, взрослый человек который случайно наткнулся на интересный предмет которого (по его мнению) точно не хватает в Аксайском музее.
Благодаря таким многочисленным предметам как: пуговицы 17-21 века, столовые приборы 17-21 века, церковная утварь, различные предметы быта, можно из одной коллекции «Металл» создать несколько мини-выставок или детских мастер-классов.
Пополнение коллекции, неотъемлемая часть хранителя, с каждым годом сотрудники становятся более опытными и сами стараются прибавить к богатству музея то, чего не хватало раньше. С течением времени, «редкостей» становиться всё меньше, но хранительский труд всегда в активном поиске.
Каждый день, мы имеем дело с металлом и даже не замечаем этого. Когда завтракаем овсяную кашу, ложкой с цветочным орнаментом или обуваем лакированные ботинки с помощью обувной ложки. Всё это часть жизни, а может будущий предмет коллекции «Металл» АВИМ.
В фондах музея, хранятся предметы довольно широкого временного диапазона. Относительно «молодой» предмет, не может гарантировать его отличную сохранность. Всё зависит от источника поступления, с каким теплом, а может быть любовью, хранил в своей частной коллекции рядовой гражданин. Либо добрый ребёнок, подросток, взрослый человек который случайно наткнулся на интересный предмет которого (по его мнению) точно не хватает в Аксайском музее.
Благодаря таким многочисленным предметам как: пуговицы 17-21 века, столовые приборы 17-21 века, церковная утварь, различные предметы быта, можно из одной коллекции «Металл» создать несколько мини-выставок или детских мастер-классов.
Пополнение коллекции, неотъемлемая часть хранителя, с каждым годом сотрудники становятся более опытными и сами стараются прибавить к богатству музея то, чего не хватало раньше. С течением времени, «редкостей» становиться всё меньше, но хранительский труд всегда в активном поиске.
Альбомы
-
13 фотоМеталлические пуговицы к форменной одежде занимают особое место в ряду памятников материальной культуры прошлого. Одежда издавна говорила о социальной принадлежности ее владельца. Дополнением к ней служили различные эмблемы, знаки и пуговицы.
Форменные пуговицы представляют собой важный исторический источник, а их массовость и разнообразие давно сделали их популярным предметом коллекционирования. Оформление пуговицы - ее цвет (белый или желтый металл) и отчеканенное на ней изображение (или его отсутствие) - несло лаконичную, но чрезвычайно четкую, детализированную информацию о принадлежности носителя мундира к определенному ведомству или его подразделению, роду оружия, воинской части или команде, государственной или частной организации. Разнообразие изображений на пуговицах определялось разнообразием этих служб, их созданием, деятельностью и ликвидацией. Таким образом, история мундирных пуговиц самым тесным образом связана с историей гражданских, военных и сословных учреждений дореволюционной России, их организацией и функционированием.
В фондах Аксайского музея хранятся мундирные пуговицы 18 - 20-ого века. Пуговица с числом «32». Цифры на пуговицах стали применять с декабря 1829 года для обозначения полков русской армии. Пуговица с гренадой, такие имели все строевые чины, а также кирасирские и корабельные полки. На пуговицах инженерных подразделений гвардейских частей размещался орёл на скрещенных топорах. В 1808-ом году, появилась жёлтая пуговица департамента внутренних дел. При Николае I у гражданских орёл был с поднятыми крыльями и коронами, а у военных с опущенными. Телеграфная связь курировалась военным ведомством, потом перешло под крыло ведомства путей и сообщений и пуговицы носили с перекрещенными топором и якорем. В 1884 году телеграфистов и почтарей объединили в Почтово-телеграфное ведомство, на этих пуговицах изображены молнии и рожки. С 1831 года, губернские мундиры стали однотипными и отличались только пуговицами. Жёлтые с гербом губернии и поясняющей надписью. В коллекции музея хранится пуговица Костромской губернии.19.12.202213 фото -
13 фотоНастольные медали. У многих из нас, есть этот интересный предмет. Хранятся они в специальных футлярах или на деревянных, металлических, пластиковых подставках. Медали могут быть выполнены из дорогих металлов и представлять особый нумизматический интерес, за которыми коллекционеры «гоняются» по всему миру. Чаще встречается сувенирная продукция из более недорогостоящих материалов. Такие оригинальные сувениры, выпускают к памятным датам или знаковым событиям, даже локального характера.
В советское время, выпуском таких сувениров занимались Московский и Ленинградский монетный двор, а так же те заводы, которые имели возможность художественно обрабатывать металл. Тираж медалей были различным, всё зависело от масштаба события, которому посвящалась выпускаемая памятная продукция.
В Аксайском военно-историческом музее собрана отличная коллекция памятных медалей, которые приурочены к событиям не только мирового, но и местного масштаба.
05.08.202013 фото -
1 фотоКОЛЛЕКЦИЯ ПУШКИНИАНЫ.
В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны различные предметы, касающиеся жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, поэт проезжал трижды по дороге, ведущей на Кавказ, и останавливался в станице Аксайской. Эти экспонаты из различных коллекций.
Особого внимания заслуживают произведения самого поэта и книги биографического, литературоведческого характера. Все они собраны в коллекции «Книги. Газеты. Журналы», причем имеются уникальные, более ранней даты выпуска.
Большой интерес представляют экслибрисы – книжные знаки. Их авторы – художники, собиратели книг, писатели, которые по-своему увидели и запечатлели поэта. Самые многочисленные экслибрисы Леонида Федоровича Тартынского – собирателя книг, давнего друга музея. На книжных знаках запечатлен сам Пушкин и его близкие.
Также интересны собрания картин местных художников и художников из других регионов. На некоторых картинах пред нами предстает порой совсем необычный Пушкин. Экслибрисы и картины хранятся в коллекции «Живопись. Графика».
В коллекции «Керамика. Стекло» собрано множество статуэток, бюстов, медалей. В них переданы застывшие минуты творчества и вдохновения поэта. В эту же коллекцию входит посмертная маска Пушкина.
Из коллекции «Металл» очень интересна медаль с профильным изображением Пушкина.
Очень колоритны и необычны открытки, изображения на которых открывают нам Александра Сергеевича как воспитанника, человека, мужа.
Все предметы очень самобытные, яркие. Они позволяют в полной мере представить жизнь и творчество гения на все времена.
Волощук Л. В. ст. н. сотрудник.
25.04.20191 фото -
28 фотоПодстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.
Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Но, стекло нагревалось, а значит, возникла потребность к появлению некого, защитного от кипятка, кожуха, чтобы защищать ладони. Точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории России. Изначально, подстаканник выполнял только техническую функцию.
Знакомый нам подстаканник, оформил свой внешний вид к концу 18-го века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.
19 и начало 20-го века, до революции 1917-го года, характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений.
С началом Октябрьской Революции, производство подстаканников прекратилось. Однако, ими пользуются в быту, но в основном творцы революции. Возобновляется изготовление подстаканников только в 1920-е годы. В технологию производства вносятся гравировка и выдавливание рисунка.
Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник начинают нести функцию средства государственной пропаганды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Вместо литья, используют высоко точную штамповку. Металл был заменён, более дешёвым.
В СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные события государства.
Пик популярности подстаканников в СССР приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.
Сегодня, как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников является Министерство Путей Сообщения (МПС).
Зав. отделом "Военно-исторический комплекс" Н.Ю. Махно
13.12.201728 фото -
-