Коллекция

Роговые реликварии в фондах Аксайского музея
08.12.2022
В фондах Аксайского музея хранится немало интересных экспонатов,  дошедших до нас из глубины веков. Некоторые из них  редкие, а порой и уникальные. Такими редкими экспонатами являются два небольших изделия, относящиеся к той эпохе, когда низовья Дона входили в состав Хазарского каганата, государства, существовавшего в VII – Х вв., занимавшего огромные территории и населённого этнически разнородными группами кочевого, полуоседлого и оседлого населения. Это две небольших ёмкости, изготовленных из спила оленьего рога. (Рис. 1)  Подобные изделия встречаются на территории от Новгорода до Средиземноморья, от Поволжья до Балтики. Об их назначении учёными высказано много предположений – ёмкости для хранения мелких предметов,  горловины бурдюка, ременные распределители, навершия посоха и т. п. В отечественной научной литературе за ними прочно закрепилось наименование «реликварий», т. е. дарохранительница, коробочка для амулетов. В погребениях их обычно находят на груди или у пояса умершего. Скорее всего, такие реликварии были связаны с культом предков. На связь подобных изделий с культовой сферой указывают и мифологические сюжеты, изображённые на ряде находок. В коллекции Аксайского музея хранится два реликвария. Один из них был найден в 2007 году археологом В.В. Трубниковым в курганном могильнике Ливенцовский III, расположенном на западной окраине г. Ростова-на-Дону. Реликварий представляет собой коробочку подтреугольной в плане формы, с тремя горловинами - верхней и боковыми. Вокруг устьев горловин проходят рельефные невысокие валики, подчёркнутые резцом и предназначенные для крепления несохранившихся крышечек. Чуть ниже устья верхней горловины просверлены четыре диаметрально расположенных отверстия, очевидно, служивших для подвешивания реликвария к поясу. Внешняя поверхность изделия была не очень тщательно заполирована. Другой  реликварий был найден в 2004 году археологом В.П. Глебовым в курганном могильнике Таловый II на территории Орловского района Ростовской области. По форме он похож на реликварий, описанный выше. Но он значительно крупнее, а главное, поверхность его украшена рисунками, выполненными в прорезной технике. (Рис.2)
На одной из сторон реликвария в центре рисунка изображён скачущий справа налево всадник, поражающий копьем пешего противника, ниже расположены фигурки двух животных, бегущих друг за другом - лося и собаки. Лицо всадника повернуто анфас, имеет выраженные монголоидные черты. На голове всадника - высокий шлем со спадающей на плечи бармицей, украшенный султаном; и шлем, и бармица покрыты косой перекрестной штриховкой. Одежда всадника изображена схематично, без проработки деталей, заштрихована косыми перекрёстными линиями, представляет собой подпоясанную рубаху (кольчугу ?) с длинными рукавами, без ворота и горлового выреза. Ниже пояса фигура всадника не показана, за исключением голеней ног, свисающих ниже лошадиного брюха. Левая рука всадника не показана, в правой он держит копье, которым поражает пешего противника. Копье снабжено бунчуком. Контур изображения лошади (кроме морды, хвоста и ног ниже колен) передан двумя линиями с заполненным штрихами пространством между ними. Аналогичным образом показано древко копья, седло и ремни сбруи, украшенные свисающими кистями. У седла прорисованы высокие луки, ленчики и подседельный чепрак. Из-за корпуса всадника выступает верхний край лука, а также рукоять и ножны сабли. С пояса всадника свисает мешочек. Пеший противник всадника изображен падающим, в откинутой правой руке он держит саблю, левая рука не показана, голова лишь обозначена без прорисовки деталей. Этот персонаж одет в рубаху или халат с длинными рукавами прямого свободного покроя длиной до щиколоток, без ворота, горлового выреза и пояса. Одежда передана штриховкой из прямых и косых перекрёстных линий. Ниже изображены два животных, бегущих справа налево. Левое животное имеет горбоносую морду, рога и копыта, более всего похоже на лося. Вся фигура лося, кроме морды, покрыта косой перекрёстной штриховкой. Правое животное - собака, преследующая лося, имеет вытянутую морду и длинный хвост, загнутый на конце колечком. Между изображениями всадника и животных прочерчены рунический знак и фигура из двух коротких параллельных линий, пространство между которыми заполнено косой перекрёстной штриховкой. Рисунок на противоположной стороне полустёрт. На этой картинке показано действие, предшествующее описанной выше сцене. Здесь всадник держит копьё поднятым вверх, а его противник ещё стоит на ногах. Изображение пешего персонажа сохранилось не полностью - только ноги и нижняя часть запашного одеяния. Всё, кроме ступней, покрыто штриховкой. Изображение всадника отличается от изображения его на другой стороне реликвария. Всадник здесь крупнее, а лошадь мельче, чем на предыдущем рисунке, фигура лошади передана не двойной, а одинарной линией (кроме груди), чепрак заштрихован. Конь в этой сцене показан крылатым. Ниже изображения людей расположены изображения животных - собаки и птицы. Собака изображена с подведёнными под туловище задними ногами, от изображения птицы сохранились только нижняя часть туловища и ноги.
На нижней части реликвария - геометрический рисунок - двойная заштрихованная линия, к которой примыкает ряд из 6 сегментовидных фигур. От устья верхней горловины реликвария по бокам её со всех четырех сторон идут одинарные ряды из точечных наколов. Вдоль одного из этих рядов по боковой стороне реликвария идёт орнамент из двух волнистых пересекающихся линий, заканчивающихся головкой с прорисованными глазами и высунутым раздвоенным языком (стилизованное изображение змеи). Рисунки на этом реликварии можно поставить в один ряд с широко известными образцами прикладного искусства, найденными на самых известных памятниках хазарской эпохи, таких как Маяцкое городище, Шиловский курган, Чир-Юртовский могильник и т.д. Очевидно, что эти изображения относятся к числу общетюркских мифологических сюжетов, отражают эпизоды какого-то общеизвестного мифа, понятного каждому человеку того времени. Главным аргументом в пользу того, что в сценах на реликварии изображены не реальные люди, а мифологические или эпические персонажи, является, прежде всего, крылатость коня на одном из рисунков. Кроме того, обращает на себя внимание однорукость всех персонажей. По мнению исследователей-хазароведов, подобные анатомические отклонения (однорукость, одноногость, беспалость и пр.) могут свидетельствовать о том, что это не люди, а существа иного мира.
И хотя ряд исследователей связывает подобные ёмкости из оленьего рога с бытовой стороной жизни человека, считая их горлышками бурдюков (больших кожаных мешков из шкуры барана или быка), они не исключают и сакральной функции подобных предметов. Бурдюк, особенно большой, изготовленный из шкуры быка, часто упоминается в сказках тюркоязычных народов. Герой, забравшись внутрь такого бурдюка, совершает путешествие в мир мёртвых или в царство богов. В разных исторических источниках, посвящённых путешествиям и военным походам, описываются переправы через реки с помощью больших бурдюков, наполненных воздухом. Вполне возможно, что такой утилитарный предмет, как горлышко бурдюка, имел и второе, сакральное значение. Будучи помещённым в погребение, они играли роль вместилища священных предметов, являлись объектами поклонения, связанными с культом мёртвых, были атрибутами охранной магии.
Литература:
1.    Глебов В.П., Иванов А.А. Кочевническое погребение хазарского времени из могильника Таловый II.//Средневековые древности Дона. Сборник статей. Москва/Иерусалим, «Мосты культуры», 2007 г.
2.    Кокорина Н.А. К вопросу о назначении так называемых «реликвариев» эпохи средневековья Восточной Европы. //Поволжская археология, 2014 г., № 2 (8). Казань.
3.    Флёров В.С., Флёрова В.Е. Роговой реликварий с территории Хазарского каганата (уникальный сюжет с одноногими духами) // РА, 2005, № 2
4.    Флёрова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Москва/Иерусалим, «Мосты культуры», 2001 г.