#СИДИМДОМА

13.04.2020

Рубрика "Из истории"

Клёсова Н.В., заведующая отделом "Почтовая станция"
Знаменитые гости станицы Аксайской
Плашкоутный мост в Аксае.jpg
Вечереет, за Доном садится солнце. Последние лучи освещают реку и плавно скользящий по ней баркас с людьми. Медленно и величаво катит свои волны, раскинувшиеся на полтора десятка вёрст половодье, Дон - батюшка. Рисунок Пушкин и Раевские.jpg
     В группе из восьми человек в центре – Александр Пушкин в плаще, по обыкновению, стоит, скрестив руки на груди, опершись спиной о мачту баркаса. В баркасе, кроме Пушкина, семья генерала Н.Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года, и врач Рудыковский. В лодке, предоставленной в их распоряжение атаманом А.К. Денисовым, путешественники возвращаются из столицы войска Донского Новочеркасска в станицу Аксайскую. Путь Раевских и Пушкина на юг проходил из Екатеринослава через Мариуполь, Таганрог и Ростов к Аксайской переправе.
30 мая они были в Таганроге, 31 мая днём побывали в крепости Дмитрия Ростовского, а к вечеру прибыли в Аксайскую станицу, где и переночевали. 1 июня были в гостях у донского атамана А.К. Денисова в Новочеркасске, к вечеру того же дня в лодке вернулись в Аксай, а 2 июня осмотрели «первое гнездо донских казаков», Старый Черкасск.
Переправившись баркасом на левый берег Дона, далее поехали уже в экипажах, которые к этому времени своим ходом из Аксая прибыли к ст. Старочеркасской.
И по своей воле, и по неволе А.С. Пушкину пришлось много путешествовать по российским дорогам, на многих видах гужевого транспорта того времени.
На Дону и в Аксае Пушкин побывал трижды. В 1820 году при поездке с семьей Раевских на Кавказ, в мае 1829 года при поездке в Арзрум и в сентябре того же года, возвращаясь с Кавказа в Петербург.
Путешественники, пересекавшие Область войска Донского с севера на юг, переправившись через Дон Аксайской переправой, оказывались из Европы в Азии, в серверной части Кавказа – Предкавказье. Через несколько дней пути перед ними начинали маячить вдали голубые предгорья Кавказа.
Многие путешественники при жизни опубликовали свои путевые заметки, тем самым дали нам возможность взглянуть полуторавековую завесу времени на наш край.
Аксайская станица состоит из многих деревянных, глиняных или ноздреватого камня построенных домиков с камышовыми крышами по отлогости правого, довольно крутого берега рукава Аксая. Тут у пристани канцелярия станичного атамана; почетный муж с бородкой в казацком кафтане там присутствует и делает свои распоряжения по внутренним делам и относительно порядка при съезде на пристань разного рода обозов и проезжающих…
Левый берег реки Дона низкий и не представляет ничего занимательного. Переправляющих высаживают против деревушки Махина. Тут для проезжающих по почте есть выставка лошадей. Казенная переправа производится на слабом пароме. 
А.П. Ермолов, 1843 г.jpgВ 1821 году побывал в Аксае А.П. Ермолов – генерал, участник всех военных кампаний 1805- 1815 годов, знамя военной оппозиции 1820 – х годов.
«Мухи, пыль и жара, одурь берет от этой проклятой дороги, по которой я в двадцатый раз проезжаю без удовольствия, без желания потому, что против воли», - писал 24 июня 1828 года А.С. Грибоедов А.А. Шандору проездом из Новочеркасска. Неоднократно проезжал здесь и Михаил Юрьевич Лермонтов. В последний раз Лермонтов ехал донскими степями в начале лета 1840 года в повторную ссылку на Кавказ. Три дня провел он в Новочеркасске, в гостях у генерала М.Г. Хомутова, бывшего его начальника по полку в боевых действиях в предшествующей ссылке на Кавказ.
Аксайским паромом поэт переправился на левый берег Дона. Путь Лермонтова лежал в «теплую Сибирь», в действующую армию на «погибельном Кавказе». Лермонтов М.Ю. 1835.jpg
Почтовыми трактами к Аксайской переправе и далее на Кавказ шли и ссыльные декабристы. Вспоминали в пути они песни далекого прошлого. Ещё вспыхивали порой волнения среди крестьян – новоселов, восстание которых в 1820 году заставило императора Александра I направить на Дон крупные военные силы, подавившие у полутора тысяч крестьян мечту о собственной земле и свободе. Эти выступления волновали правительства больше, чем разбойные нападения шайки некого Засорина, хозяйничавшего в донском крае.
Не только красотой своей природы манил Кавказ декабристов, побывавших в тюрьмах и в далекой Сибири, но и надежной в войне с горцами заслужить право помилования и возвращения на родину. 
А.И. Полежаев, декабрист.jpgВ феврале 1829 года через Аксайскую переправу на Кавказ проследовал полк, в котором «солдатчину» проходил декабрист А.И. Полежаев, незаконнорожденный сын помещика и его крепостной, неимущий разночинец без связей и надежд на заступничество. В этом же году этим же маршрутом проследовал из якутской ссылки А.А. Бестужев- Марлинский, переведенный в действующую армию. А.Е. Розен.png
Декабрист барон А.Е. Розен, следуя из Сибири на Кавказ, в первых числах октября 1837 года переправился через Дон у станицы Аксайской «по широкому временному мосту, устроенному нарочно для царя (Николая I) проехавшего накануне при возращении своем из Тифлиса: через несколько дней назначено было разобрать мост и возвратить весь материал в г. Ростову.»
Ехал на Кавказ и для восстановления здоровья – к минеральным источникам. Так, в мае 1823 года будущий композитор М.И Глинка, следовавший «на Кавказ, чтобы пользоваться там минеральными водами», записал в своем дневнике и переправе через Дон в «Оксае». Подробную же запись сделал видный революционер, публицист и поэт Н.П. Огарев. После четырех лет пребывания в ссылке, в Пензе, Огарев весной 1838 года получил разрешения выехать для лечения на Кавказ.
Величавая река Дон, бескрайняя ковыльная степь поражали воображение путешественников, и каждый их них старался воспеть донскую красоту.
Дважды побывал в станице Аксайской император Александр I. В мае 1818 года проехал он через Аксай по дороге из Таганрога в Новочеркасск. Причиной второго посещения Дона Александром I был выбор места на юге России, где могла бы лечиться императрица Елизавета Алексеевна. В середине октября 1825 года Александр I со свитой прибыл к Новочеркасску. Перед въездом в город остановились они бывшем имении графа М.И. Платова в хуторе Мишкинском. На другой день прибыл в Новочеркасск, где были встречены с большими почестями. И тем не менее новая столица войска Донского, видимо, не очаровала императора, так как, любуясь через три дня станицей Аксайской, он оказал: «Вот самое лучшее место для Новочеркасска, и жаль, что эта мысль не пришла в голову графу Платову». 
Александр I Павлович, русский император.jpgПосле Аксая Александр I посетил Нахичевань и Ростов, откуда выехал в Таганрог – город, который он выбрал местом, удобным для лечения императрицы…
«Новоиспеченный» артиллерийский прапорщик граф Л.Н. Толстой ехал на перекладных по тракту с Кавказа, где прослужил два с лишним года. Чин прапорщика он получил буквально перед отъездом и едва успел сшить себе офицерский мундир. Плутая всю ночь в снежную метель 24 января 1854 года в дорожном возке у Белогородцевой станицы, в 100 верстах от Новочеркасска, Лев Толстой задумал написать на этот сюжет. Л.Н. Толстой, русский писатель, граф.jpg
В ту снежную январскую ночь Лев Толстой был далеко от станицы Аксайской, и помощи ему ждать было неоткуда. А вот бы метель в ту ночь была и в наших местах, то заблудившимся ямщиками, несомненно, пришел бы на помощь главный колокол Успенской церкви, построенной в 1825 году. На церковной звоннице было устроено приспособление – «самозвон», позволявшее колоколу в буран, ветер, непогоду звонить самому, без звонаря, помогая таким образом заблудившимся путникам и ямщикам находить нужное направление движения. Долгий, монотонный путь проезжающих скрашивал перезвон поддужных колокольчиков. 


Возврат к списку