#СИДИМДОМА

17.04.2020

Рубрика "Из истории"

Загайнова О.Н., зам. директора по научной работе
Аксайская пристань: достопримечательность в воспоминаниях

Аксайская пристань.pngС древнейших времен люди селились ближе к воде – источнику пищи и воды, транспортной артерии. Кочующие и оседлые племена выбирали удобные территории у реки для своих стоянок и городищ. Поселения на Кобяковом городище на берегу Таны (так называлась река Дон на картах до XVI века) оставили свой след для ученых-археологов. Сейчас Кобяково городище – археологический памятник регионального значения.Аксайская пристань1.png
В XVI веке при впадении реки Аксай в Дон поселились первые казаки. Для них эти реки стали защитным рубежом от нападений неприятия, местом рыбного промысла и транспортными артериями. В наши дни реки Дон и Аксай для жителей города Аксая и Аксайского района стали и градообразующими, и кормилицами, и источниками воды. О них поют песни, слагают стихи, сами реки стали объектами многочисленных научных исследований. 
АВИМ_ОФ_5087.jpgВременами река дарит нам свои древние артефакты – кости древних животных, монеты и украшения разных времен, останки кораблей и якоря. А еще в наших семьях хранятся самые интересные реликвии – любительские фотографии разных мест на реках. Самой интересной, пожалуй, можно назвать фотографию деревянного дебаркадера – пристани на реке Дон у впадения в нее Аксая (или Аксайки, как ласково называют аксайчане Аксай протоку реки Дон). Очень интересна и история пристани.АВИМ_ОФ_5305.jpg
Если верить всемирной паутине, то Аксай (Аксайка) — река берущая свое начало от реки Дон рядом со ст. Мелиховской протекающая по русской равнине, в Ростовской области России.
АВИМ_ОФ_5327.JPG
Аксай – правый приток реки Дон, который проделав нелегкий путь длинной 79 км, за который он неоднократно претерпевает различные метаморфозы снова сливается с Доном возле одноименного города Аксай.АВИМ_ОФ_5336.jpg
В исторической литературе первое упоминание об Аксайской пристани отмечается с 1815 года. Как повествуют документы, рядом с Аксайской пристанью был небольшой завод, где строили и ремонтировали речные суда и баржи. Этот завод – предшественник современного судоремонтного и судостроительного предприятия «Мидель». Рядом с пристанью было и место для зимовки судов, либо их стоянки во время сгонов воды в Дону и реке Аксае.
АВИМ_ОФ_5337.jpg
Первая половина XIX века – время расцвета торговой и промышленной деятельности в станице Аксайской. На ярмарки, которые проводились два раза в год, собиралось значительное количество торговцев, большая часть из которых прибыла сюда по воде. К тому же лесные биржи, соляные магазины, рыбоспетные заводы и вообще торговля достигли значительных размеров.
В статистическом описании земли Войска Донского об объеме судоходства говорят цифры: «В течение навигации 1829 года в Аксайскую станицу прибыло: 25 барок, 2 полубарки, 2 дощенника, 2 лодки и 47 плотов. На них привезено разного лесу для строения домов и лодок, деревянной посуды, разных деревянных изделий для телег и упряжи, лубков, дров, угольев, глиняной и другой посуды, железных изделий и вообще всего нужного для Донских жителей, суммою на 704609 руб. 91 коп. В сем числе на значительнейшую сумму привезено товаров следующих названий: муки ржаной 33083 четверти на 228499 руб.; смолы 59425 пудов на 60186 руб.; и холста 40000 аршин.
Однако, были годы, когда судоходство на Дону было затруднено. Так, в 1864 году уровень воды был настолько низким, что судоходство бвло практически невозможно. Это было на руку владельцам только построенной железной дороги. АВИМ_ОФ_5338.jpg
Именно пристань в станице Аксайской должна была стать перевалочной базой для доставки каменного угля от Грушевских копей (ныне г. Шахты) до Таганрогского и Ростовского портов. Поскольку железная дорога, построенная к концу 1863 года, заканчивалась как раз у пристани, то уголь перегружали с вагонов на баржи и сплавляли их до назначенного места. Однако, это продолжалось недолго. В 1868 году железную дорогу продолжили до г. Ростова-на-Дону, тем самым необходимость в перевалке грузов в Аксайской пристани отпала.
АВИМ_ОФ_5382.jpgНо до продолжения железной дороги до Ростова в 1865 году было открыто пассажирское сообщение по воде от Аксая до Ростова.
В 1903 году в Аксайской станице работали три пароходные пристани. Как отмечено в статистическом описании, «из них по своим удобствам для пассажиров более или менее сносно обставлена только пристань «Волго-Донского общества». Остальные же в этом отношении ниже всякой критики. Взять хотя бы пристань Чумакова. Здесь нет ни крытого навеса для пассажиров, ни скамеек для сидения и багажа, ни столиков. Везде грязь и нечистота. Пристань, видимо, никогда не моется и не подметается. Сходни на нее с берега в одну доску, без перил, и пассажиры всякий раз рискуют упасть в воду и утонуть. И если этого не случилось до сих пор, то только благодаря счастливой случайности. Конечно, в ожидании парохода все пассажиры остаются под открытым небом, подвергаясь дождю, ветру и всевозможным невзгодам погоды. Удивительное отношение к публике! Ещё в худшем отношении относительно неудобств и лишений находятся пассажиры «Елецкого пароходного общества». Тут все, точно нарочно, рассчитано на то, чтобы изводить пассажира и показать ему, что с ним не желают церемониться. Небольшое исключение, как я уже сказал, составляет пристань «Волго-Донского общества». Тут есть и отдельное крепкое помещение для чистой публики, и навес для пассажиров 3-го класса, и диваны и столики. Сносная чистота повсюду и широкая сходня с перилами по обоим бокам». АВИМ_ОФ_5349.jpg
Пристани были расположены по разным берегам реки Дон и в устье р. Аксай. Одна из пристаней располагалась недалеко от плашкоутного моста, на левом берегу Дона. Неподалеку от пристани у устья Аксая находилась спасательная станция. Но купание вблизи этой пристани было запрещено, поскольку течение порой было коварным, закручивая плавающих в глубину.
В 1907 году Аксайское станичное правление по неизвестным причинам перенесло пристань в сторону от прежнего у железнодорожной платформы места на полкилометра, что вызвало многочисленные жалобы от пароходовладельцев. После многочисленных споров, пристань вернули на прежнее место.АВИМ_ОФ_5383.jpg
В предвоенные годы Аксайская пристань была большей частью пассажирской. В Аксай из станиц Старочеркасской и Багаевской селяне привозили овощи, фрукты и другую сельскохозяйственную продукцию, продавали ее на рынке у железнодорожного вокзала. Также водный путь был удобен и дёшев для прямых сообщений с этими станицами. С 1960-х и до начала 1980-х годов на Верхнем Дону работали суда на воздушной подушке типа «Заря» — «Заря-14», «Заря-27» , «Заря-144», «Заря-148». На Нижнем Дону пассажирские перевозки осуществлялись скоростным флотом — судами типа «Восход», «Комета», «Метеор» и «Ракета», а также местным прогулочным и транспортным флотом — теплоходами типа «Москвич», «Москва» и «ПС».
Пристань.jpgВ качестве вокзала на пристани был установлен трехпалубный деревянный дебаркадер, в котором были комнаты для пассажиров, которые не успели на вечерний рейс и вынуждены заночевать в Аксае. С начала 1990-х годов местных пассажирских перевозок по реке Дон нет. Редко, но приставали в Аксае и круизные лайнеры, голос экскурсоводов на них обращал внимание жителей нижней части Аксая.
В начале 1990-х годов Аксайская пристань принимала маленькие Псы – пассажирские суда, которые перевозили отдыхающих на пляж Комсомольского острова. Это было очень популярное место отдыха аксайчан и даже наших гостей! Неразвитая инфраструктура не мешала отдыхать, а длинный, выступающий почти к середине Дона пассажирский причал острова очаровывал яхтами, которые швартовались к нему.
В наши дни от пристани остались лишь название, воспоминания и фрагменты металлических сходней.



Возврат к списку