#СИДИМДОМА

06.06.2020

Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина

ОБРАЗ ПЕТРА I В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА. Насколько Петр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом, двинувшим Россию вперед, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Интерес к историческим темам, в том числе и к эпохе Петра, возник у Пушкина в 1820-х годах и особенно после 14 декабря 1825 года. События исторического плана для Пушкина были всегда важны, он стремился показать не только грандиозность победы и дела Петра, но и показать их итоги и влияние на судьбу как страны в целом, так на судьбы каждого человека. Великая фигура Петра, естественно, восхищала поэта. Ему дорого и ценно его деяние, - Петербург, «юный град Полнощных стран краса и диво». В то же время Пушкину были чужды самодурство и в какой-то степени жёсткость Петра, не всегда оправдывающие его результаты. Поэтому двойственность Петра показана в его произведениях. Поэт понимал, что Петр – инициатор реформ. «Ничтожные наследники северного исполина, изумленные блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всем, что только не требовало нового вдохновения… Петр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон». («Заметки по русской истории XVIII века»). На протяжении всей жизни А. С. Пушкин интересуется личностью Петра, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Одно из первых произведений, посвященных теме Петра – стихотворение «Стансы», написанное в 1826 году. Это время – начало правления Николая Первого – нового, неизвестного еще царя. Именно в это время поэт воспринимает Петра почти как идеального монарха и ставит его в пример. Пушкин восхваляет Петра: Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной. Он знал ее предназначенье. Пушкин понимал, что Петр человек разносторонний, «то академик», то плотник, вечно занятый и деятельный. И Пушкин, несомненно, хотел видеть таким и Николая. В последней строфе поэт дает наставление новому царю: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен. В поэме «Полтава» А. С. Пушкин создает образ талантливого полководца, который своими действиями притягивает простых солдат. Внешность царя динамична, примечательна. Перед решающим боем со шведами весь облик Петра говорит о его решимости и отваги. Казалось, что сам Бог руководит им: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует противопоставления, показывая «божью грозу» для шведов и мудрого наставника для русских воинов: …Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Неудержимый царь сам принимает активное участие в сражении: «он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой», воодушевляя своим примером полк. После победы, русский царь, которому не чужды мирские радости, пирует, показывая душевную щедрость: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. Пушкина привлекает в Петре гений полководца, его желание укрепить границы России и показать врагам мощь своей страны: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Александр Сергеевич описывает победу, взросление и славу Петра и России. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… Петру характерна благодарность учителям своим, которые научили его многому, и он поднимает чашу за их здоровье: Прошло сто лет – и что ж осталось. От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось – И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. В своей поэме Пушкин интересуется не только победами царя, но и его человеческими качествами. Поэтому сочетание прекрасного и ужасного приводит к необузданности, стихийности характера. Совсем иной образ Петра представлен в поэме «Медный всадник», далеко не идеальный, полный противоречий. Безусловная заслуга царя в постройке города, но какой ценой. Ведь он стоит на ненадежном месте, из-за опасного расположения могут пострадать люди. Думая о государстве в первую очередь, Петр забывал о народе. Пушкин не дает ответа на вопрос: каков же царь на самом деле? Он лишь дает возможность увидеть образ Петра в новом качестве, довольно контрастном. В незаконченном романе «Арап Петра Великого» обозначено двойное видение данной исторической личности. И наконец, в историческом труде писателя – «Истории Петра», А. С. Пушкин не ограничился сбором информации, весь текст пронизан авторскими отступлениями, примечаниями, порой одобрительными, критическими, ироническими: «Петр хвастал своею жестокостью», «сам он был страшный монарх». Несомненно, в своих произведениях Пушкин раскрыл противоречивость и двойственность деятельности Петра: «ума обширного, полного доброжелательства и мудрости» и, в то же время, «нетерпеливого самовластного помещика» Заслуга Александра Сергеевича Пушкина в том, что в своих произведениях он показал образ Петра Великого с многогранным характером, образ не только великого реформатора, но и человека с его слабостью и силой. ВОЛОЩУК Л. В. старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея 
АВИМ_ОФ_12921.jpgАВИМ_ОФ_11854-35.jpgАВИМ_ОФ_11854-36.jpg

Возврат к списку