#СИДИМДОМА

16.06.2020

Рубрика "Интересный экспонат"

В июне 2000 года в Аксае по ул. Луначарского шли строительные работы, копали котлован под фундамент жилого дома. И ковш экскаватора задел древнее захоронение. Хозяин усадьбы А. Король сообщил о находке в Музей истории города Аксая. Погребение было исследовано специалистами-археологами – сотрудником аксайского музея Ю.Н. Зоровым и сотрудником ростовского Археологического научно-исследовательского бюро В.П. Глебовым. Погребение было совершено в могиле подбойной конструкции, каких-либо следов курганной насыпи исследователям выявить не удалось. Человек, помещённый в подбой, лежал вытянуто на спине, головой на юго-юго-восток. Погребение сопровождалось напутственной пищей (баранья нога) и большим количеством инвентаря – гончарными и лепным бытовыми сосудами, миниатюрной лепной курильницей – сосудиком, имевшим ритуальное предназначение, шлифовальной песчаниковой плиткой, куском мела, маленьким железным ножом и бронзовым зеркалом. (Фото 1)фото 1.JPG
      Именно зеркало позволило учёным довольно точно определить, когда именно было совершено это погребение. Такие зеркала-подвески с боковой петелькой и коническим выступом-умбоном на тыльной стороне были широко распространены в первые века нашей эры. А некоторые детали (рельефность, довольно крупные размеры, ещё напоминающая ручку петелька) позволяют отнести аксайское зеркало к ранним образцам, а точнее к середине I в. н. э. (Фото 2) 
      фото 2.JPGТакие зеркала широко представлены в погребениях среднесарматской культуры. Зеркало было не только бытовым предметом, оно использовалось и в ритуальных целях. Даже в современном мире отношение к зеркалу двоякое - это и утилитарная вещь, и предмет, который используют в гаданиях, зеркало – объект различных примет и суеверий, зачастую связанных с похоронной обрядностью. В сарматское время зеркала помещали не только в женские, но и в мужские, и в детские погребения. Клали не только целые зеркала, но и фрагменты, иногда совсем мелкие обломки. Нередко встречаются зеркала, умышленно согнутые или разломленные непосредственно перед помещением в могилу. Таким образом совершали ритуальное убийство зеркала, его души. Считалось, что душа магического предмета должна последовать за душой его хозяина. Магическую нагрузку несла не только отражательная способность зеркала, но и его круглая форма (символ солнца) и орнамент на тыльной стороне.
Но если определение хронологической позиции погребения затруднений не вызвало, то на вопрос о его культурно-этнической принадлежности однозначного ответа нет. Черты погребального обряда находят ближайшие параллели в ритуале сарматских племён, но и меотскую версию его происхождения однозначно отрицать нельзя.
Набор посуды из аксайского погребения довольно пёстрый. Кубышка и кружка, судя по составу глиняного теста и характерным технологическим приёмам (быстрый круг, качественный обжиг, тщательное лощение), были изготовлены в гончарных мастерских нижнедонских меотских городищ. (Фото 3)фото 3.JPG
      А вот крупный лощёный сосуд и лепной горшок – не местного производства. Характерные примеси в тесте, способы формовки, форма сосудов указывают на их предкавказское происхождение. (Фото 4)
Бронзовые зеркала встречаются и в сарматских, и в меотских погребениях. Подобные курильницы в меотских погребениях встречаются, хоть и редко, но обычны для ранне- и среднесарматских погребений. (Фото 5)
фото 5.JPG Именно для меотских погребений характерны большие наборы посуды, наличие сосудов местного нижнедонского производства. В сарматских погребениях чаще встречаются сосуды кубанского и предкавказского производства. В пользу сарматской версии говорят подбойная конструкция могилы и южная ориентировка погребенного, а в пользу меотской – отсутствие курганной насыпи, а также то, что погребение с ул. Луначарского расположено совсем недалеко от населённого меотами Кобякова городища. Многие исследователи отмечали, что меотские захоронения иногда встречаются на значительном расстоянии от городищ и их грунтовых некрополей. Возможно, что отдельные меотские семьи жили за пределами городищ, на хуторах. И именно они контактировали с кочевниками-сарматами гораздо активнее, чем их соплеменники, жившие на крупных поселениях. Таким образом, смешение меотских и сарматских элементов в инвентаре и обряде погребения, исследованного В.П. Глебовым и Ю.Н. Зоровым, не дает однозначного ответа о его культурно-этнической принадлежности, но указывает на его более чем вероятную связь с Кобяковым городищем – крупнейшим памятником археологии в окрестностях Аксая. фото 6.jpgНаходки же из этого интересного захоронения были переданы в музей истории города Аксая, включены в его основной фонд, гости музея могли видеть их на выставке «Древняя летопись Аксая». (Фото 6)
Литература:
1. В.П. Глебов, Ю.Н. Зоров. Погребение I в. в г. Аксае.// Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1999-2000 гг. Выпуск 17. Азов. 2001 г.
2. Косяненко В.М. Некрополь Кобякова городища (по материалам раскопок 1956-1962 гг.). Донские древности. Выпуск 9. Азов, 2008 г.

Возврат к списку