#СИДИМДОМА

25.09.2020

ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ

Историческая часть города Аксая необычна, только здесь есть улицы Круглая, Кривая, и они такие не только по названию, а по сути своей – не прямые, а извилистые. И, казалось бы, на прямой улице Гулаева есть дом, который один стоит углом. Почему? Об этом расскажут архивные карты станицы Аксайской.
АВИМ_НВ_1438-4 Генеральный план части ст. Аксайской. 1848 г..jpgНачало XIX века для станицы Аксайской – время расцвета, развития и строительства. Большое количество изменений связано с деятельностью наказного атамана Матвея Ивановича Платова. С начала XIX века он провел большое количество нововведений и изменений. Прежде всего, решил перенести столицу Войска Донского из Черкасска. Так именно Аксайские бугры, Аксайская станица рассматривалась наиболее выгодным для новой столицы. И только соседство с бурно развивающимся Ростовом и Нахичеванью с их торговой и строительной деятельностью заставило выбрать именно Бирючий Кут, где и был построен новый город, Новочеркасск. Но тем не менее споры о перенесении столицы поднимались в казачьем правлении до 1850-х годов.Почтовый тракт в Аксай
По приказу Платова все новостройки в станицах и городах надо было возводить по архитектурным правилам. До этого казаки строили дома как кому вздумается. Но по примеру Новочеркасска велено было строить дома с ровными улицами и площадями. Планы Платова продолжил атаман Иловайский Алексей Васильевич, в это время началось грандиозное переустройство станицы Аксайской. Новым застройщикам давали беспроцентную ссуду для строительства каменного (а не деревянного) дома на главной улице. Так сформировалась центральная, самая правильная и красивая улица станицы – Доломановская. Здесь жили и открыли свои магазины торговцы, построили служебные дома священникам, возвели дома судовладельцы и Георгиевские кавалеры. На Доломановской были магазины Герцева, Алексеева, ….. Этим домам были не так страшны пожары, трижды проносившиеся по Аксаю в 19 веке. 
Аксай на карте 1848 гС 1820-х годов усиливается роль Аксайской пристани в торговле и жизни станицы. Строящимся городам и предприятиям нужны были каменный уголь и лес, а так же недорогая и быстрая перевозка грузов по реке Дон на развивающийся Юг страны. В середине XIX века в Аксае транспортные суда (завозни) имели урядники Иван Чеботарев, Дмитрий и Иван Полушкины, Иван Черников, Петр Саблин, братья Мухины и Планидины. К 1860 году в Аксае было уже 98 судохозяев, владевших флотом из 125 судов. Пристань в Аксае была большая, на три причала, здесь же была небольшая верфь для ремонта и строительства речных судов, забегая вперед – будущее предприятие «Мидель». Именно здесь в 1855 году атаман М.Г. Хомутов решил построить флотилию в составе восьми канонирских лодок и шестнадцати двадцативесельных вооруженных донских ладей-баркасов. Эти корабли были очень необходимы России в Крымской войне 1853-1856 годов, когда вражеские суда входили в Азовское море. Но строительство судов задерживалось, велось не так быстро, как необходимо, а в начале 1865 года был подписан мирный договор, а построенный флот за ненадобностью разобрали на доски и многие дома построены были из того самого корабельного леса, кстати, стоят и сейчас. А часть переоборудована под торговые и грузовые суда.План пристани ст. Аксайской, 1870-е гг
Если рассмотреть карту 1848 года мы увидим, что улицу Доломановскую (сейчас Гулаева) пересекали многочисленные овраги, поэтому дорожное полотно шло не по прямой, а зигзагами. Поэтому и магазин Герцева (ныне Гулаева, 120) стоял прямым фасадом к изгибу улицы. Но в скором времени улицу выпрямили, а дом остался стоять углом.
2.jpgМногим знаком мост у Одигитриевской церкви. На карту при обустройстве спуска к мосту он нанесен как деревянный, на трех опорах. Но время не пощадило тот мост, а на его месте сооружен железный, на двух опорах. В прошлом веке место это было очень проходным, это сооружение было остро необходимо, ведь спуск к Ольгинской дамбе, к пристани и улице Набережной был самым популярным направлением транспорта.
Даже современные трассы пролегают по своим историческим местам. Почтовый тракт из Большого Лога входил в Аксай у Успенской церкви, поворачивал у Троицкой (ныне пл. Героев), уходил к спуску к Ольгинской дамбе. А шоссе на Ростов почти как и сейчас идет вокруг оврага Кобяковской балки.
Ростов-Аксай.jpg
Как вырос наш город! Когда-то станичное кладбище было за чертой жилой части станицы, а сейчас мы его называем Старым кладбищем, которое расположено в тисках каменных домов и асфальтированных улиц города. Отроги Кобяковской и Мухиной балок длинными рукавами шли к центру Аксая, сейчас этих отрогов не видно, а вспомнить их могут только старожилы.
И в заключении предлагаю посмотреть на карту Аксая в годы Великой Отечественной войны – карту аэрофотосъемки Фашистской Германии. Сто лет отделяют ее от карты 1848 года и 80 лет от нашего времени. А какая большая разница! В год 450-летия города приятно видеть его размах и рост величия!
Автор – Загайнова О.Н.
АВИМ_НВ_1443-2 План базарной Троицкой площади ст. Аксайской,1886 г..jpg


Возврат к списку