#СИДИМДОМА

СЛУЧАЙНЫЕ НАХОДКИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АВИМ 12.04.2021

СЛУЧАЙНЫЕ НАХОДКИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АВИМ

СЛУЧАЙНЫЕ НАХОДКИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АВИМ
В формировании интереса к древностям значительная роль принадлежит случайным находкам. В музеях разных стран хранятся археологические находки не только из научных раскопок, но и из собраний коллекционеров, а также предметы случайного происхождения. В археологии «случайной находкой», как правило, называют предмет, найденный вне закры-того комплекса или вне культурного слоя. Также к категории случайных находок относят предметы, происходящие из комплексов, разрушенных при строительных работах и не до-следованных археологами. Случайные находки, особенно если неизвестно их точное место-нахождение, не являются памятниками археологии. Они вырваны из контекста, часть ин-формации, связанной с ними, утрачена навсегда. Но как археологический научный источник, представляющий собой осколок древней культуры, случайные находки имеют бесспорную ценность, и введение этих материалов в научный оборот абсолютно необходимо. Поэтому очень важно, чтобы все случайные находки попадали в руки учёных, передавались в госу-дарственные музейные собрания.
Весной 2006 года в Аксае при прокладке траншеи водовода был обнаружен неболь-шой средневековый комплекс салтово-маяцкой культуры. Найденные предметы были пере-даны сотруднику Аксайского военно-исторического музея И.В. Соломахе. В состав комплекса входили красноглиняный гончарный кувшин-ойнохойя и овальное плоское пряслице, из-готовленное из сланцевой плитки красновато-коричневого цвета. Возможно, строителями было разрушено погребение или хозяйственная яма.
Подобные кувшины-ойнохойи относятся к особой группе керамики средневекового Крыма и степных и лесостепных салтово-маяцких памятников. В научной литературе такие сосуды обычно именуют кувшинами «скалистинского» или «баклинского» типа. Они часто встречаются на памятниках VII-IX вв. юго-западного Крыма. Находили такие сосуды или их фрагменты и на Нижнем Дону – в Танаисе, Саркеле, на Правобережном Цимлянском и Крымском городищах, на поселении Клиновое I в окрестностях Аксая.
Разного рода пряслица в значительном количестве встречены как на салтово-маяцких, так и на синхронных им других средневековых поселениях на территории Крыма, в Нижнем Подонье, на берегах Северского Донца и на других смежных территориях. Как правило, это пряслица небольшого размера, диаметром 3-5 см. Массивные пряслица, изготовленные из стенок сосудов или камня, редки, но всё же в небольшом количестве встречались в материа-лах Саркела, Танаиса, Сидоровского городища на Донце. В погребения салтово-маяцкой культуры пряслица помещались нечасто. Случаи совместного нахождения пряслиц и кувши-нов-ойнохой ещё более редки.
Аксайский комплекс привлёк внимание ростовского исследователя Р.В. Прокофьева. В том же году он проводил археологические изыскания на р. Аюта в 11 км севернее Ново-черкасска. Там он обнаружил комплекс, очень напоминающий тот, что был найден в Аксае. В аютинский комплекс также входили кувшин-ойнохойя и массивное пряслице, изготовленное, в отличие от аксайского, из стенки крупного гончарного сосуда. Помимо этих предметов, в комплекс входил обломок точильного бруска с глубокой проточиной. Аютинский комплекс был передан на хранение в Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.
Изучив оба комплекса, исследователь обратил внимание на возможность ещё одной, не погребальной, а хозяйственно-бытовой трактовки обнаруженных комплексов. Из-за того, что предметы являются случайными находками и были найдены после того, как комплексы были разрушены, мы не можем с точностью утверждать, были ли это погребения или хозяй-ственные ямы. В пользу бытовой интерпретации свидетельствует нечастое присутствие пряслиц в погребениях салтово-маяцкой культуры, ещё более редкая их взаимовстречаемость с ойнохойями, а также нестандартные размеры пряслица. Такое массивное пряслице по диаметру вполне умещается в расширенном устье ойнохойи, а узкое горло кувшина не позволяет пряслицу провалиться глубже. Таким образом, пряслице выполняло роль крышки на ойнохойе, не просто накрывая её, а довольно плотно запечатывая. При этом отверстие в центре пряслица служило для доступа воздуха внутрь сосуда. Такая конструкция могла ис-пользоваться для приготовления каких-либо напитков путём брожения. Это своё предполо-жение Р.В. Прокофьев проиллюстрировал рецептом изготовления так называемой медовой сыты, найденным им в византийской сельскохозяйственной энциклопедии Х в. «Возьми ста-рой дождевой воды или другой, уваренной на одну треть, положи в неё достаточное количе-ство мёда и влей эту смесь в сосуд; поставь его в тени на 10 дней, оставив отверстие для про-хода воздуха. Потом пей.» (Геопоники VIII. 28, 1).
Литература
Потапова Ю.Б., Прокофьев Р.В. Два парных комплекса случайных находок салтово-маяцкой культуры с Нижнего Дона // Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. Материалы тематической научной конференции. СПб, 2008 г., с. 200


Возврат к списку