ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

18.01.2024

18 января - День прорыва блокады Ленинграда

18 января 1943 года в результате операции «Искра», войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. 7 февраля 1943 года в Ленинград, после полуторагодового перерыва, пришел первый поезд с «Большой земли». Этому важнейшему для города событию, предшествовали восемь дней тяжелейших боев.

UJU0AqaIN6w.jpg

Оборона Ленинграда – беспримерный подвиг, не имеющий аналогов в мировой истории. Ленинград вторую зиму из последних сил держался в кольце блокады. Сотни тысяч людей умерли от голода. Такова была тактика гитлеровцев после неудачной попытки штурма в 1941 году: извести ленинградцев, превратить Северную Пальмиру в город мертвых.

8foh0Tuk1BU.jpg

В 1942 году Красная армия дважды предпринимала попытки деблокировать город, но вермахту удалось удержать свои позиции. Красноармейцам приходилось снова и снова отступать от Синявинских высот и занимать оборону. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот оставались отрезанными от других частей Красной армии. А метроном, звучавший по ленинградскому радио, продолжал отсчет черных дней блокады. Но накануне нового 1943 года в Ленинграде в клубах, на фабриках и заводах стояли новогодние елки. Жители города, знавшие об окружении немецких дивизий под Сталинградом, жили надеждой на скорый прорыв блокады.

pmDoYa0YwTE.jpg

В обращений военного совета Ленинградского фронта к бойцам и командирам, участвующим в операции прорыва, было сказано: «Дерзайте в бою равняйтесь только по передним, проявляйте инициативу, хитрость, сноровку! Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе! Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда! Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена. В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины!» И бойцы проявляли чудеса доблести и героизма.

Ef8GsMWRFlM.jpg

Неделю шли упорные кровопролитные бои. В сражениях отличилась 136-я Дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и баграв, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танх «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения.
Благодаря самоотверженности и подвигам советских солдат и офицеров, прорвать немецкую оборону удалось в районе рабочих поселков близ Синявинских высот. В тот же день был освобожден город Шлиссельбург, стоящий у истока Невы. Перешло под контроль Красной армии южное побережье Ладоги. Но только узкая заснеженная полоска, без коммуникаций. Немецкая артиллерия простреливала этот плацдарм, но захватить его вермахт больше не мог. Освободить станцию Мга и восстановить железнодорожное сообщение по Линии Ленинград - Волховстрой не удалось. Значит, нужно было срочно строить новую ветку.

_KwtP-_KDS0.jpg

18 января в 9 часов 30 минут на окраине рабочего поселка №№ 1 встретились бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-й Стрелковой дивизии Волховского фронта. На несколько минут они забыли об усталости, о ранениях. Все понимали: это - прорыв, победа! Обнялись командиры - два майора: от кленинградцев» - Айк Мелконян, от «волховцев» - Павел Мельников.
Основные сражения операции «Искра» продолжались восемь дней. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами. Коридор между Ленинградом и Брльшой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких, кровопролитных боях.
Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее - за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы»-и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска.
Благодаря прорыву блокады и строительству железной дороге, голодающим жителям Ленинграда повысили нормы продовольственного снабжения: рабочие Стали получать по 600-700 г хлеба в день, служащие - по 500, дети и Гиждивенцы 400. Выживать в окруженном ном Ленинграде всё равно было непросто. Но к людям по крупицам возвращались силы. А главное крепла уверенность в окончательной победе.
Путь до нее был непрост. Немецкая группа армий «Север» по-прежнему оставалась серьезным противником. Командование вермахта усилило ее свежими дивизиями и техникой. Они продолжали сковывать Ленинград и всё еще надеялись задушить его голодом и обстрелами. Город еще долгий год находился на осадном положении. Но кольцо уже было разомкнуто. Полностью освободить город от немецкой блокады удалось только в начале 1944 года в результате операции «Ягварский гром». Но тот январский день 1943 года всё равно остается в памяти искрой будущей победы.

Автор: Горовой В.В.

Возврат к списку