Как у Дона, у реки пели песни казаки.

      Живя на нашей замечательной донской земле, невозможно представить жизнь без казачьей песни. Всегда поражают и завораживают её напевность, сила и эмоциональность. 
     Культура Донского края очень богата традициями и обычаями, которые передавались от отца к сыну. Особенно интересны и уникальны казачьи песни, в которых отразилась непростая история казаков.
      Казачья песня уникальна по манере исполнения. Как известно, Пушкин, побывавший на Дону, часто любил слушать казаков и просил их спеть. А казаки лукаво отвечали, что, казачьи песни не поют, а играют. Поэтому и форма исполнения – решительная и эмоциональная. Даже если поёт один человек, то всё же слышится песня многоголосая.
      На Дону были популярны плясовые хороводы, свадебные игры, календарные праздники, насыщенные песнями. 
     Ещё одна особенность казачьих песен в том, что долгое время их пели только мужчины. Лирическая песня воинского склада была очень популярна. Образ казака сильного, выносливого и смелого часто связывали с былинными богатырями.
      Как известно, на Дон бежали от крепостничества многие обездоленные люди. Здесь обживались украинцы, турки, греки. Но больше всего было русских людей. И, естественно, с собой приносили свои традиции, обычаи и песни.
      На Дону была своя колоритная природа и непростые условия жизни. И соответственно песни стали «рождаться» особые. Так сложился жанр исторической песни. Сегодня эти песни вошли и в нашу жизнь. Часто мы поём в дружеском кругу, собираясь за общим столом.
      Главная тема исторических песен – это воспевание родной стороны, борьба за землю. Очень интересно, что для казака символом родины являлась не земля, а именно река. Ведь известно, что земледелием казачество стало заниматься позже. Река кормила, защищала. К ней обращались, словно к живому человеку, рассказывая всё о своих тайнах и переживаниях. Часто ласково обращались со словами «батюшка», «Дон Иванович». 
     Казак, прежде всего воин. Его часто не бывало дома. Всё время занимали война да походы. Естественно, военная тематика не могла не отразиться в песнях. Репертуар был насыщен воинским содержанием. Казаки создали свою особую манеру петь. Они словно управляли голосом. Он не просто звучал, а играл, переливался, становился то громким, то тихим.
      В начале XIX века появляется особая строевая песня. При исполнении возрастало хоровое начало и протяжность. Образ жизни, уклад казаков рождали и сюжеты песен. Тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, несчастной любви доминировали. 
     В нашем Аксайском военно-историческом музее из коллекции «Книги. Газеты. Журналы» собрано много книг песенного творчества.
      Акцентировать внимание хотелось бы на книгах Александра Михайловича Листопадова. Ещё в детстве он познакомился и полюбил донские песни. С 1892 года Александр Михайлович начал собирать и записывать. С этой целью в 1902 году он возглавил фольклорную экспедицию в Первый Донской округ. В результате полугодовалого труда было записано 720 песен. К 1905 году в его собрании насчитывалось около 1200 донских казачьих песен. Одновременно Александр Михайлович записывал украинские, калмыцкие, татарские, узбекские песни. 
     Желая получить серьёзные знания в области фольклористики, Листопадов поехал в 1903 году в Москву. Здесь с 1903-1905 года он изучал историю и теорию музыки в Московской консерватории. С 1907-1920 годы жил и преподавал пение и географию в женских гимназиях Саратова. 
     После Октябрьской революции, с 1921-1924 годы преподавал народное творчество в Новочеркасском музыкальном техникуме, затем три года работал в Донском педагогическом институте. В 1936-1949 годах Листопадов жил в Ростове-на-Дону, руководил хором донских казаков. Умер Александр Михайлович в 1949 году, похоронен на Армянском кладбище. В Ростове по улице Советской ему установлена мемориальная доска. В его честь названа одна из улиц города. 
     У нас в коллекции совсем немного книг этого энтузиаста, но, несомненно, они заслуживают внимания. Книга Гегузина И. М. «А. М. Листопадов» рассказывает о непростой жизни собирателя, его увлечении, судьбе. Книга этого же автора, Гегузина И. М. «Влюблённый в песню» - знакомит читателя с биографией выдающегося собирателя и исследователя. Описаны неустанные поиски и плодотворная работа более чем полувековой деятельности этого талантливого музыканта и крупного учёного – новатора, неутомимого пропагандиста русского многоголосного пения, ставшего крупным знатоком народной поэзии Дона, внёсшего неоценимый вклад в советскую культуру. Гегузин уделил большое внимание содержанию листопадовского пятитомника и напомнил музыкантам и писателям о задаче глубокого использования фольклорного богатства Дона.
      Особого внимания заслуживает книга известного собирателя песен И. Я. Рокачёва-Вёшенского «Песни над Доном». Это сборник фольклора донского казачества. Не менее интересна книга «Песни станицы Вёшенской» - увлекательное путешествие в мир песен. Затронута многообразная тематика и непростая манера исполнения. В книге «Песни казаков Кубани» прослеживаются истоки кубанской песни, взаимосвязь языков, культур украинского и русского народов, без которых не было бы песенной культуры. Книга «Как у Дона у реки» - это широкое обращение к национальным песенным традициям. Они наблюдались в бытовых, лирических и шуточных песнях, записанных в послевоенные годы. Оно свидетельствует о многообразии стилей в современном фольклоре и о его постоянной связи с народной культурой прошлого. 
     Заслуживают внимания ещё две книги в нашей коллекции - «Старинные исторические песни» и «Исторические песни». Отличаясь от былин, они отразили наиболее важные реальные события. Прежде всего, они повествуют о памятных событиях, дают яркое представление о глубине и величии патриотизма.
      Несомненно, песенное творчество донских казаков вызывает большой интерес. И для нас, потомков, живущих в современном мире, эта тема всегда будет притягательна. Ведь эти песни пели наши прабабушки и прадедушки. А эта ещё одна маленькая страница в большой книге истории.
АВИМ_ОФ_1707.jpgАВИМ_ОФ_7588.jpgАВИМ_ОФ_10930.jpgАВИМ_ОФ_10931.jpgАВИМ_ОФ_10935.jpgАВИМ_ОФ_10941.jpgАВИМ_ОФ_10961.jpgАВИМ_ОФ_10962.jpg
 Старший научный сотрудник отдела "Почтовая станция" Волощук Людмила Васильевна.