#СИДИМДОМА

24.04.2020

Рубрика "Из истории "

Н. с. Гапонова И.С
                                                               Пост – мортем.
.
Прошлые века будоражат наши умы своими изобретениями. Например, ещё до появления фотографии люди старались сохранить облик ушедшего в мир иной человека, но при помощи странных различных средств. Этой цели служила и живопись, и скульптура, и различные виды графики. Посмертные маски появились ещё в Древнем Египте, а в Древнем Риме изготавливались восковые скульптуры знатных людей для использования на похоронах. Позже снятие гипсовых посмертных масок стало распространённым явлением, и благодаря им до нас дошёл точный облик многих известных людей. Эти маски использовались, в том числе и для изготовления надгробных барельефов, бюстов и скульптурных портретов. Только состоятельные люди могли позволить себе иметь посмертные портреты своих близких.
В 1839 г. в Англии изобретают дагерротип. На гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретённый французом Луи-Жаком Дагерром. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до 15 минут, чтобы фотография получилась резкой. В первые годы своего существования дагерротипы – это маленькие фотографии на полированном серебре. Они были очень дорогими и поэтому фотографироваться люди могли лишь раз в жизни, вернее после смерти.
В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе, а с изобретением фотографий на паспарту у родственников появилась новая возможность – отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам. Человечество познаёт множество новинок, но их применение порой шокирует. Например, посмертная фотография или пост мортем - фото недавно умерших людей.
Постмортем берет свое началов середине XIX века в Англии, в тоже время, когда изобрели дагерротип. Наиболее активно посмертная фотография использовалась в конце XIX века и была полностью вытеснена на протяжении XX века, хотя некоторое продолжение этой традиции прослеживается до сих пор.
Как таковых существует три вида посмертной фотографии:
1 – умерших фотографировали «как живых»;
2 – умерших, лежащих в постели;
3 – часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым».

Чтобы сделать посмертные кадры, человек должен был быть профессионалом своего дела. Фотографы с удовольствием удовлетворяли потребности своих клиентов за умеренную плату. Самой главной его задачей было создать иллюзию жизни на фото. Покойников фотографировали так, будто они живые. Для этого использовали приспособление - штатив для поддержания тела фотографируемого усопшего (Фото 1,2,3).
Первый постмортем.jpgПостмортем2.pngПостмортем3.jpg

В то время это было обычным делом, а сейчас такими фото можно пугать детей.
Смерть всегда шла рука об руку с жизнью, она на каждом шагу настигала, и будет настигать человека. Можно страшиться её и относиться к ней как к чему-то таинственному, а можно рассматривать её как неотъемлемую часть нашего существования. Детская смертность была просто огромной в те времена, да и собственно продолжительность человеческой жизни насчитывала не такой уж большой срок. В XVIII - XIX веке она составляла в среднем около 35-40 лет, шансы дожить до глубокой старости были далеко не у всех. Смерть косила людей, подходя к порогу обыденного восприятия и зачастую переступая его. Как говорится, «Бог дал – Бог взял». Так и жили. Посмертная фотография приобрела популярность в 40-50-х годах XIX века в России, Западной Европе и США; в основном это были изображения младенцев, детей и подростков, а также людей, умерших во взрослом, но относительно молодом возрасте. Покойные средних лет и старики на таких снимках крайне редки. Умерший родственник, запечатлённый на снимке, становился историей семьи, фотография сохраняла его внешний облик, становясь подспорьем для памяти любящих родных.
Перед вами семейство Келлеров. Мария и Эмиль приехали в Нью-Йорк из Швейцарии. У них умер новорождённый малыш, женщина тронулась от горя рассудком, находилась в больнице какое-то время. Выйдя оттуда, Мария убила мужа и старшую дочку Анну, после чего покончила с собой. Трагедия случилась в 1894 году. Всех, кроме старшей дочери похоронили в одном гробу (фото 4).Постмортем4.jpg
Постмортем5.jpgПостмортем6.pngПостмортем8.jpg



Кажется, будто девочка устала и склонилась на плечо матери. Это не так. Девочки больше нет в живых (фото5). 

Родители с умершей дочерью (фото 6).

Часто умерших изображали как бы спящими.

Особенность жанра post mortem в том, что покойным нередко придавались естественные, присущие живым людям позы. Для придания живости им раскрывали веки, а тело поддерживалось при помощи особых штативов – как в сидячем, так и стоячем положении. Благодаря искусству фотографов на таких снимках мёртвого человека иногда бывает непросто отличить от живого.
Когда в фотоискусстве появились новые технологии, фотографы пририсовывали на закрытых веках зрачки, а щекам придавали розовый оттенок.
Позади ног мальчиков хорошо видны «ножки» штативов (фото 8).Постмортем8.jpg

Иногда на первый взгляд непросто отличить живого человека от усопшего на таких фото. Обратите внимание на оттенок кистей рук стоящей девушки по сравнению с руками сидящей. Это руки трупа. Тело покойной уже «не первой свежести» (фото 9).
Постмортем9.jpgПостмортем10.jpg9
Процесс съёмки посмертного фото - виден штатив, поддерживающий тело (фото 10).








Очень трудно поверить, что эти молодые люди мертвы. Но выглядывающие из-за их ног подставки штативов свидетельствуют о печальном факте... (фото 11).Постмортем 11.png







Отец и дочь. Обратите внимание на кисть руки отца, неестественно и безжизненно лежащую у головы ребёнка. Мужчина мёртв абсолютно точно. Малышка тоже: у неё связаны ручки (фото 12).Постмортем 12.jpg

На лице девочки написан то ли страх, то ли горе. Может быть, ей не по себе стоять в обнимку с мёртвым братом (фото 13).

Посмертные снимки людей зрелого возраста были редкостью.

ГлаПостмортем 15.jpgза сидящего на стуле мёртвого мальчика подрисованы фотографом. Впечатление поистине жуткое. Да и со стоящим что-то явно не так (фото 15).



На лице мужчины написана такая всепоглощающая, самоуглублённая скорбь, что сердце замирает. Здесь отец жив, это видно по положению его руки, осознанно держащей кроху за ручку (фото 16).
Постмортем 16.jpg







Семейное горе: умерла мама. Эта фотография из поздних post mortem'ов, как раз запечатлевающая гроб, цветы и обстановку комнаты; это скорее хроника, чем портрет усопшей. Покойная как бы на втором плане, внимание сосредоточено на горе родных. Снимок этот был озаглавлен как «Russian Family». Платок на голове у бабушки, пожалуй, в наших традициях. Очень жалко осиротевших маленьких мальчиков... А если присмотреться повнимательнее к «стеклянным» глазам и одеревенело-безжизненному положению рук отца, то закрадывается подозрение, что ребята остались круглыми сиротами. На первый взгляд это похоже на глубочайшую скорбь и потрясение.

Пример документального кладбищенского снимка. Образу покойного уже не придаётся такого значения, он находится вместе со всеми на общем плане. Печальный кадр из семейной хроники (фото 18).Постмортем 18.jpg








Эта фотография — один из ярчайших представителей жанра и один из наиболее профессионально выполненных снимков — мертвая девочка удерживается без помощи штативов. Как фотографу удалось зафиксировать тело до сих пор загадка. 18-летняя Энни Дэвидсон на своей посмертной фотографии предстает перед нами с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз. Как будто фотографируется невеста в день своей свадьбы. На самом же деле девушка попала под поезд, и невредимой осталась только верхняя часть ее тела, которую мы и видим на снимке. Руки покойной уложены так, словно она перебирает цветы.

Не менее известный представитель жанра. Снимок, сделанный в 1890 году, изображает двух сестер Браун из Бостона. Кэтрин - та, что слева, - к моменту съемки была мертва. Вторая сестра, Сьюзан, умрет спустя несколько месяцев от той же болезни (вероятно, наследственной). Словно предчувствуя свою смерть, девочка настояла на том, чтобы ее сфотографировали рядом с любимой сестрой (фото 20).Постмортем 20.jpg

Это фото окружило множество споров. Абсолютно точно известно, что малышка на фото — уже бездыханное тело. А по поводу женщины у многих возникают сомнения — в глаза бросается «кукольность» ее лица, за которую многие считают, что и она уже мертва .

26.jpgОчень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак (фото 26).

Изображенная на фото девушка была единственной дочерью в семье. Когда она умерла, обезумевшая от горя мать наотрез отказывалась хоронить ее, спрятала тело в подвале и 9 дней держала во льду. Согласилась на похороны она только при условии, что дочь сфотографируют, что и было сделано: девушку нарядили, загримировали, дали в руки книгу.

В России самой большой коллекцией посмертных фотографий обладает действующий в Новосибирске Музей мировой погребальной культуры, известный готичной публике под более «попсовым» именем «Музей Смерти». Там, кстати, можно за умеренную плату поучаствовать в кукольном сеансе post mortem.
В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть. Маленьких детей фотографировали чаще, как спящих, в нарядных одеждах и окружении любимых вещей, цветов и игрушек, детей постарше - будто они уснули за игрой или книгой. Книга - распространенный атрибут посмертной фотографии, символизирующий книгу жизни, которая уже прочитана для этого человека.
Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.
Есть несколько объяснений, зачем делались эти посмертные фотографии:28.jpg
-Для родных это были милые сердцу памятки.
-Это была мода — люди просто копировали поведение друг друга.
-По фотографиям могла вестись личная летопись: фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека — его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.
-Таким образом, люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми — это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.
И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых и у нас нет необходимости делать посмертные фотографии.
Ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах покойных снимали, как правило, лежащими в гробах (фото 28).
С начала XX века, когда появляется похоронный бизнес и общество начинает относиться к похоронному процессу как к сложному публичному ритуалу, посмертная фотография начинает отходить от своих позиций художественного портрета, и становиться всё более документальной, призванной лишь сухо отображать само похоронное действо и запечатлевать его для истории. Акцент стал делаться уже не на самом покойном, его лице и облике – отныне в кадр включалось и убранство гроба, и интерьер помещения, в котором происходило прощание.
Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий той эпохи.
Одной из наиболее известных коллекций является архив Стенли Бёрнса.

Американский врач-окулист, владелец одной из богатейших частных коллекций мемориальной американской фотографии, насчитывающей более 700 тысяч фотографий и дагерротипов.
Более четырёх тысяч фотографий, сделанных в период с 1840 по 1996 г. составляют фотографии и дагерротипы, на которых запечатлены умершие.
Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Главный акцент коллекции – личные и мемориальные фотографии, сделанные семьёй усопшего. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне и казни.
Тамас Харрис.jpgТомас Харрис
Ещё один нью-йоркский коллекционер, журналист и писатель Томас Харрис, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни.







В индустрии посмертной фотографии принимали участие многие знаменитые фотографы. Например, созданием портретов умерших занимался Надар – настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон – французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель. Крупнейший мастер фотографического портрета. Фотографии, созданные Недаром, хранятся во многих крупных государственных фотоколлекциях. Им же была сделана посмертная маска Виктора Гюго. Виктор Гюго.jpg 

Виктора Гюго

Используемая литература:
Рыбаков Е.В. Тёмный туризм в России: современное состояние, проблемы изучения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии.
СПб.: СПбГЭУ, 2013. - №3 (17). – с. 180-187.
Официальный сайт – Музей мировой погребальной культуры.

















Возврат к списку